Религиозный публицист. Писатель. Переводчик. Канонизирован Русской церковью в лике преподобных. Автор многочисленных сочинений разнообразного характера: богословские, апологетические, духовно-нравственные. Память совершается 3 февраля и 4 июля.
Михаил Триволис родился в 1475 году в городе Арта, Греция. Происходил из аристократической семьи. Состоятельные родители дали ему прекрасное образование. Окончив школу на острове Корфу, в двадцатилетнем возрасте уже баллотировался в совет этой самоуправляемой территории, но потерпел неудачу.
После поражения Триволис уехал в Италию, главным образом, для изучения языка и философии древних греков. Жил и занимался в Падуе, Милане, особенно много во Флоренции. В Венеции тесно общался с видными гуманистами - Альдом Мануцием, у которого учился «книжному делу» и Ианосом Ласкарисом, который стал его преподавателем греческого.
Михаил Триволис испытал сильнейшее впечатление от проповедей доминиканского монаха и настоятеля монастыря Сан-Марко во Флоренции Джироламо Савонаролы. После его казни уехал на Афон, где принял постриг в Ватопедском монастыре с именем Максим.
В начале XVI века к Афонскому руководству прибыло посольство от Великого князя Василия Иоанновича, просившего отправить на Русь образованного грека, знающего языки. Выяснилось, что в обители Ватопед есть такой человек, подвижник Савва. Однако тот, в виду старческой немощи и болезни, уклонился от предложения ехать в далекую страну.
Тогда Протат обратил внимание княжеских послов на Максима, подвизавшегося в том же монастыре, незаурядного инока, знатока Божественных и святоотеческих Писаний. Для исполнения миссии оказался подходящей кандидатурой во всех смыслах. Единственное, что могло смутить русскую сторону: инок не владел славяно-русским языком. Но на это Афонское руководство выразило надежду, что его обязательно освоит.
В качестве помощников Максиму выделили двух писцов, из которых один являлся болгарином, знавшим церковно-славянский. На болгарина возлагалась обязанность быть переводчиком и учителем. Путь до Москвы оказался не быстрым: в силу различных причин путешествие затянулось и продлилось около двух лет.
В 1516 году путешественники задержались в Константинополе. Затем добрались до Крымского полуострова, попали в Перекоп, к крымскому хану. В пути группу сопровождало турецкое посольство. Наконец, в 1518 году путники достигли Москвы. Московская власть, в лице Великого князя, митрополита и прочих служителей, встретила ученых с почетом. Всех расположили в Чудовой обители, а пищу для трапезы им поставляли от княжеской кухни.
Для переводов и записи текстов к афонцам приставили двух толмачей: инока Власия и Дмитрия Герасимова. Последний хорошо знал немецкий и латынь. Таким образом, перед Максимом лежала возможность переводить книги с греческого языка на тот, с которого, затем, другой переводчик переводил бы на русский. Кроме того в помощь Греку предали двух каллиграфов: инока Силуана и Михаила Медоварцева. Впоследствии Силуан сделался верным учеником и последователем.
Трудились с энтузиазмом и осознанием важности миссии. Менее чем за полтора года перевели объемную по содержанию Книгу «Толковая Псалтирь». В то же время осуществляли и другие переводы. По завершении требуемой работы ученые стали просить у начальства отпустить их домой. Домой отпустили лишь двух соработников Максима, а его самого удержали: работы для переводов было достаточно, к тому же на повестке дня стоял важный вопрос по сличению текстов богослужебных книг, согласованию двух церковных Уставов, Иерусалимского и Студийского.
По роду своей деятельности на Руси Максим Грек занимался не только переводами, но и правкой содержания текстов. Хорошо разбираясь в Писании и святоотеческой литературе, нередко указывал на ошибки, содержащиеся в тех или иных книгах. Со временем к нему стали обращаться за советами по самым разным религиозным вопросам, а иногда лично указывал церковным иерархам на несоответствие их действий христианским традициям. Выражая свое несогласие, с авторитетностью зрелого богослова и простотой инока, делал это без излишней дипломатичности, что вызывало встречное недовольство.
Несмотря на принципиальность позиции Максима относительно нарушений традиций, митрополит Варлаам в целом оценивал его деятельность положительно. Многое изменилось в 1522 году, после возведения на место Варлаама - Даниила. В этот период Грек решительно восставал против вольностей папского легата Шомберга, развернувшего активную агитационно-пропагандистскую деятельность в пользу папизма с попустительства, если не сказать большего, светских и духовных властей.
В 1523 году Максим закончил переводить Толкования святого Иоанна Златоуста на Святые Евангелия. Митрополит Даниил предложил ему перевести сочинение блаженного Феодорита Кирского по церковной истории, но инок, неожиданно для владыки, ответил категоричным отказом, ввиду наличия в этом произведении писем еретиков: Ария и Нестория. Митрополит воспринял это непослушание как личное оскорбление.
В другой раз Максим Грек возмутил его, когда стал указывать, что инокам вредит обладание недвижимым имуществом. В 1524 году, несогласный с желанием Великого князя расстаться с бесплодной женой Соломонией и связать себя браком с другой, не устрашился ожидаемого княжеского гнева и, ссылаясь на Святое Евангелие, открыто высказал свое несогласие.
Ни церковная, ни светская власть не могли смотреть на такое поведение инока сквозь пальцы. Увлеченность Максима работой не способствовала должному знакомству с русским менталитетом, особенностями придворной морали и этики. То, что считал необходимым следованием духу Предания Церкви, власть интерпретировала как вольнодумство, вызов, бунтарство. В результате, в 1525 году его заковали в кандалы и бросили в темницу Симоновского монастыря.
Для того, чтобы оправдать себя в глазах окружающих, князь и митрополит стали искать для Максима формальных обвинений. Поиски увенчались успехом. Со стороны митрополита Грека упрекнули в порче книг и ереси, а со стороны князя - в злоумышлении против государства: в связях с турецкими пашами и подстрекательстве султана к войне против Руси.
После «суда» Максима отконвоировали в Волоколамскую темницу. Здесь преподобный терпел от братьев по вере оскорбления, побои, морение смрадом и дымом. Мучения узника были настолько жестокими, что, как сообщается в летописи, доводили его до состояния омертвения. Но Господь не покидал Своего святого. Однажды Грек был утешен и ободрен Небесным вестником. Явившийся ему ангел произнес: «терпи, старец!». И старец терпел. На стенах камеры записал углем текст канона Утешителю, молился, читая этот канон.
Через шесть лет власти вспомнили о Максиме, чтобы востребовать его на очередной суд. На этот раз искали оправдания издевательствам, которым подвергался святой. Нашлись и клеветники. История сохранила их имена: поп Василий, протопоп Афанасий, протодьякон Чушка, каллиграф Медоварцев. Суд обвинил преподобного в хуле на священные русские книги.
Максим Грек, пытаясь объясниться, утверждал, что многие книги и действительно испорчены либо некорректными переводами, либо неточной перепиской, а значит нуждаются в исправлении. Повергаясь перед собравшимися, кротко и смиренно взывал к милосердию, умолял о помиловании, просил по-христиански простить его за возможные ошибки, которые, немощный, мог допустить в работе над книгами.
После суда Максима доставили в Тверь, под архиерейский надзор епископа Акакия. Акакий не отличался чрезмерной суровостью и поначалу относился к нему более или менее снисходительно.
В 1534 году, после кончины Великого князя Василия, блеснул луч надежды на скорое снятие опалы. В этот период Максим Грек, в знак верности Православию, составил «Исповедание веры». Но его положение не улучшилось, а напротив, еще больше ухудшилось: епископ Акакий рассерчал на него за слова чистой, не сглаженной лицемерием правды.
В 1538 году в опалу попал Даниил, и его заточили в темницу, как когда-то он заточил святого Максима. Последний, желая умиротворить их взаимные отношения, отписал ему несколько добрых, полных смирения слов. В то же время обращался через послания к новому митрополиту, Иоасафу, к боярам, стоявшим у кормила руководства страной по малолетству правителя. В результате преподобному дозволено посещать Божий храм и причащаться Святых Даров.
В 1545 году к царю обратились Восточные Патриархи: просили позволить Максиму возвратиться на Афон. Но просьба была отклонена.
По просьбе дружелюбно настроенных к нему бояр и ходатайству Троицкого игумена Артемия, в 1551 году царь освободил преподобного из тверского заключения и дозволил ему перебраться в Сергиеву обитель. Здесь Максим Грек принялся за привычное для него делание - перевод Псалтири.
В 1553 году государь Иоанн навестил старца в его келье. Этому предшествовало предостережение Максима, что если царь откажется внять его совету и немедленно не утешит людей, осиротевших и овдовевших в результате похода на Казань, то царевич умрет. Царь не внял, и царевич действительно умер.
Максим Грек умер 3 февраля 1556 года. Погребен в Троицком монастыре, у северо-западной стены храма во имя сошествия Святого Духа на апостолов.
Прославлен в лике преподобных на Поместном соборе 1988 года.
После молебна преподобному Максиму 24 июня 1996 года начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Мощи преподобного 3 июля 1996 года обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. Затем перенесены в Трапезную храма Троице-Сергиевой лавры.
Исповедание Православной веры
Нравственные поучения
Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту
О том, какой грех в естестве человеческом есть первый
Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы
Против хулителей Пречистой Божией Матери
Против лютеран - слово о поклонении Святым Иконам
Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее
Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека
Против Николая латинянина - слово об исхождении Святого Духа
Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры
Два слова против Магомета
Память в Православной Церкви совершается
3 февраля
4 июля - обретение мощей