Российский скульптор-монументалист. Один из крупнейших представителей русского классицизма. Действительный статский советник. Автор памятников Минину и Пожарскому, Ломоносову в Архангельске, мраморной статуи Екатерины II в зале Московского дворянского собрания.
В 1773 году, после окончания курса с малой золотой медалью, Мартос отправился в Италию в качестве выпускника Академии. В Риме занимался не только скульптурой. Упражнялся в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
В 1779 году Иван Мартос вернулся в Санкт-Петербург и определен преподавателем ваяния в академии. Получил звание «назначенного в академики» за скульптуру «Андемион спящий», а в 1782 году - академика за скульптуру «Геркулес, отдыхающий от трудов».
Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям, которые являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.
В 1782 году Иван Петрович создал два замечательных надгробия - княгини Волконской и Марфы Собакиной. Оба исполнены в характере античной надгробной стелы - мраморной плиты с барельефным изображением. Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Мартос начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.
В 1785 году Иван Мартос стал адъюнкт-профессором, а затем старшим профессором Академии искусств. С 1788 года являлся членом Совета Академии художеств.
В 1805 году Мартос избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». В 1808 году принял участие и выиграл в конкурсе на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике скульптор утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества. Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.
Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Иван Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.
Открытие памятника Минину и Пожарскому 4 марта 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник стал первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
В 1820-х годах Иван Петрович создавал памятники, которые стали визитной карточкой: князю Потемкину-Таврическому в Херсоне, императору Александру I - в Таганроге, и один из лучших памятник Ломоносову в Архангельске.
Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришелье в Одессе, выполненный в бронзе. Памятник заказан городом с «целью почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края». Скульптор изобразил герцога в образе мудрого правителя, который похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним. Лаконичные, компактные формы, подчеркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.
В 1831 году Иван Мартос оставил работу в академии по состоянию здоровья.
Иван Петрович Мартос умер 17 апреля 1735 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
В 1930-х годах захоронение перенесено на Лазаревское кладбище.
Произведения Ивана Мартоса
«Актеон» (1801) - бронзовая статуя для Большого каскада в Петергофе;
бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка;
мраморная статуя Екатерины II в зале Московского дворянского собрания;
бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала.
публичные памятники
памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818);
памятник Александру I в Таганроге (1830, уничтожен в 1932, воссоздан в 1998);
памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
памятник Ломоносову в Архангельске (перед зданием АГТУ, 1828);
памятник князю Потемкину в Херсоне (1831, уничтожен; современная имитация 2003).
надгробные памятники
в Александро-Невской лавре: графа Н. И. Панина (1788), княгини Е. С. Куракиной (1792), А. Ф. Турчанинова (1792), княгини Е. И. Гагариной (1803), предположительно также: А. А. Нарышкина (1798), графа А. И. Васильева (ок. 1809), Е. К. Чичаговой (1813), тайной советницы Е. С. Карнеевой (Лашкаревой, 1830-е);
в Донском монастыре: княгини С. С. Волконской (1782), М. П. Собакиной (1782), И. А. Алексеева (ок. 1816);
графа К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина (1803-05);
графини Прасковьи Брюс в усадьбе Глинки.
Семья Ивана Мартоса
Отец - Петр Михайлович Мартос, ичнянский сотенный атаман (1749-1755)
Первая жена - Матрена Львовна (ум. 06.01.1807), дворянка
Дети:
Никита (1782-1813), скульптор, убит наполеоновскими солдатами в Италии
Алексей (1790-1842), писатель
Анастасия (1783-1830), жена баснописца Г. И. Лузанова
Софья, жена художника В. И. Григоровича
Вера (род. 1799), жена художника А. Е. Егорова
Любовь,жена архитектора А. И. Мельникова
Прасковья (род. 1785), Петр (1794-1856), Иван (1799), Надежда, Александра
Вторая жена - Авдотья Афанасьевна Спиридонова, племянница покойной жены
Дети - Александр (1817-1819) и Екатерина (род. 1815), жена архитектора Василия Глинки