Ирина Мазуркевич родилась 20 августа 1958 года в городе Мозырь, Республика Беларусь. Ей пришлось очень рано повзрослеть. Родителям из-за постоянной занятости тяжело было уследить за дочерью и двумя сыновьями. Мама сутками пропадала в школе-интернате, а за детьми присматривала бабушка. Уже в пятилетнем возрасте Ирина могла сходить на базар и купить какие-то элементарные продукты.
В шесть лет Ирина Мазуркевич начала посещать секцию художественной гимнастики. На протяжении восьми лет девочка старательно занималась, не пропуская ни одного занятия без весомой причины. Спорт развил в ней трудолюбие и обязательность.
Раннее взросление и свободолюбие подвигли пятнадцатилетнюю Ирину Мазуркевич оставить родной дом и отправиться в город Горький, где она вместе с подругами решила поступить в театральное училище. Однако поступить удалось только ей.
Через год в Горьковское театральное заглянул в поисках подходящей актрисы ассистент режиссера Виктора Титова, знакомого зрителям по своему кинохиту «Здравствуйте, я ваша тетя!». Прихватив фото тоненькой девочки с широко распахнутыми глазами и пухлыми губами, он уехал. Вскоре юную артистку пригласили на пробы.
В 1977 году Мазуркевич окончила Горьковское театральное училище. Способную девушку с характерной внешностью заметил главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. Юная артистка была приглашена в питерский театр, где ее сразу же зачислили в труппу. Но, к сожалению, ей пришлось тот час же с головой окунуться не только в творчество, но и в театральные интриги. Молодую претендентку неласково встретили старшие коллеги. Защиту и покровительство Ирине Мазуркевич обеспечили Алиса Фрейндлих, супруга главного режиссера Владимирова, и Анатолий Равикович.
Впрочем, с творчеством тоже были проблемы. Сначала Ирина Мазуркевич, как и большинство начинающих актеров, прошла через массовки и незаметные эпизодические роли. К сожалению, этот испытательный период затянулся до конца 1980-ых. Лишь тогда артистке начали предлагать более серьезную работу. Ролей оказалось не так уж много: в постановках «Спешите делать добро» и «Зинуля» Ирина наконец получила возможность продемонстрировать свой талант.
Но грянули «лихие 90-ые». Театр и кинематограф постепенно начали погружаться в хаос и упадок. Ирине Мазуркевич пришлось нелегко. Чтобы свести концы с концами, она была вынуждена заниматься извозом. Для того чтобы ее не узнавали заядлые театралы, актриса надевала «солнечные» очки. К счастью, эта серая полоса длилась недолго.
Когда 90-ые отошли в историю, Мазуркевич снова начала появляться на сцене Театра комедии. Зрители с удовольствием смотрели спектакли с ее участием. Образ Зои Пельц в «Зойкиной квартире» и миссис Пейдж в «Виндзорских проказницах» надолго запомнились питерцам.
Сама артистка считает, что лучшей и любимой ее ролью навсегда останется Эмили Марти из «Средства Макропулоса». Этот образ потребовал полного погружения и самоотдачи. Позже Ирина Степановна поделилась, что из роли она не могла выйти ни в театре, ни дома. К счастью, рядом с ней был супруг Анатолий Равикович, который прекрасно понимал, что такое работа артиста.
Дебютировала Ирина Мазуркевич на экране, когда ей едва исполнилось 16. Она сыграла гимнастку Таню Малышеву в спортивной драме Виктора Титова «Чудо с косичками». Эта роль, хотя и оказалась первой, но была сыграна абсолютно легко и профессионально. Ведь Ирина не с чужих слов знала, что такое жизнь спортсменки-гимнастки.
Первый фильм юной актрисы еще не успел выйти на экраны, как она была приглашена на второй проект. Фото девушки с огромными глазами и детским лицом попало на глаза режиссеру Александру Митте, который в то время искал артистку для главной роли в своей новой картине «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Примечательно, что выбирал, кто будет играть Наташу, не сам Митта, а Владимир Высоцкий, который также снимался в фильме.
Эта картина и еще несколько других, снятых в 1980-90-ые, сделали Ирину Мазуркевич настоящей звездой отечественного кино. В 1979 году вышла музыкальная комедия «Трое в лодке, не считая собаки». Ирина Степановна оказалась в поистине звездном составе: Андрей Миронов, Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Лариса Голубкина и Зиновий Гердт.
Окончательно утвердиться в «звездной нише» белорусской артистке помог фильм Эльдара Рязанова под названием «О бедном гусаре замолвите слово». Дочь провинциального комедианта Бубенцова вынесла Ирину Мазуркевич на пик популярности. Ее отца в фильме сыграл легендарный Евгений Леонов.
Из телевизионных проектов с участием артистки, которые вышли на экраны в 2000-ых годах, можно отметить драму «Коллекционер» и сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Рекламное агентство». Но современное кино не очень нравится Ирине Степановне, поэтому она чаще отвергает предлагаемые роли, чем соглашается на них. Однако она приняла участие в картине Юрия Грымова «Три сестры», релиз которой состоялся в 2012 году.
Ирина Мазуркевич была замужем дважды. Первый раз она вышла замуж в довольно юном возрасте, когда еще была студенткой Горьковского театрального училища. В Ленинград она прибыла вместе с мужем. Молодая семья поселилась в маленькой коммуналке.
Но не бытовые проблемы и бедность стали причиной расставания пары, а внезапный роман Ирины и ее коллеги по театру Анатолия Равиковича. Этому бурному роману не могли воспрепятствовать ни возраст Равиковича,- он был старше Ирины на 22 года, ни то обстоятельство, что оба были женаты. Ко всему прочему у Анатолия Юрьевича подрастала дочь.
Личная жизнь Ирины Мазуркевич и Анатолия Равиковича вошла в общее русло в 1976 году. Пара расписалась очень тихо и на церемонию были приглашены лишь самые близкие друзья. Торжество отметили в просторной квартире Алисы Фрейндлих, потому что в 12-м коммуналке Ирины гостям негде было развернуться. В этом браке родилась общая дочь Елизавета.
В апреле 2012 года Ирина Мазуркевич пережила огромный удар. Анатолия Равиковича не стало. Утешением артистки является ее дочь и обожаемые внуки Матвей и Ева.
1974 - «Чудо с косичками» - Таня Малышева
1976 - «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» - Наташа Ртищева
1976 - «Сын председателя» - Томка
1977 - «Открытая книга» - Маша Спешнева
1979 - «Трое в лодке, не считая собаки» - Патриция
1979 - «Белый танец» - Варвара Шулепникова
1980 - «О бедном гусаре замолвите слово» - Анастасия Афанасьевна Бубенцова
1983 - мфт «Ико - отважный жеребенок» - жеребенок Ико
1983 - «Тайна «Черных дроздов»» - Гледис
1983 - «Кошкин дом» - Кошка/ мама девочки
1995 - «Все будет хорошо!»
1999 - «В зеркале Венеры»
1999 - «Улицы разбитых фонарей»
2001 - «Коллекционер»
2002 - «Агентство»
2005 - «Воскресенье в женской бане»
2005 - «Подлинная история поручика Ржевского»
2014 - «Смайлик»
2017 - «Три сестры» - Ирина
Дипломные работы:
«Много шума из ничего».
Театр им. Ленсовета:
Блоха - «Левша»;
Малыш - «Малыш и Карлсон»;
«Вишневый сад»;
«Спешите делать добро»;
«Зинуля».
Театр комедии им. Н.П.Акимова:
Зоя Пельц - «Зойкина квартира»;
Стеффи Блондел - «Хочу сниматься в кино», Нил Саймон (реж. Татьяна Казакова, 2000);
Леди Фиджет - «Деревенская жена», Уильям Уичерли (реж. Татьяна Казакова, 2000);
Миссис Пейдж - «Виндзорские проказницы», Уильям Шекспир (реж. Валерий Саркисов, 2002);
Эмилия Марти - «Средство Макропулоса», Карел Чапек (реж. Юрий Аксенов, 2004);
Макарская - «Свидания в предместье», Александр Вампилов (реж. Виктор Крамер, 2007).