Муратова Кира Георгиевна

Выдающийся кинорежиссер, сценарист и актриса. Вошла в историю кинематографа как автор «неправильного кино», фильмов-парадоксов и отличилась нелегкой творческой биографией. Режиссер поднимала острые социальные темы, обращалась к сюжетам о жестокости, громко рассуждала о границах нравственности, а одним из любимых мотивов выступал: ад на земле.


Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в городе Сороки, Республика Молдова. Девочка появилась на свет в семье Юрия Александровича, до войны с немцами работал секретарем подпольного обкома коммунистической партии Румынии, а в 1941 году в составе партизанского отряда погиб. Мать, Наталья Исааковна, с 1928 года входила в компартию Румынии. После войны заняла должность министра культуры республики, вошедшей в состав Советского Союза.

Являясь дочерью такой матери Кира открывала двери любого кинотеатра Бухареста, и часто после школы бегала на сеансы. В то время, в перерывах, в фойе кинозалов публику развлекали номерами фокусники и певцы. Однажды девочка увидела «живую» знаменитость: Петра Лещенко и долго ходила под впечатлением, в итоге захотев связать свою жизнь с творчеством.

После школы, девушка уехала в столицу России, где поступила на филологический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Спустя некоторое время поняла, что ее манит кинематограф, и решила попытать счастье во Всероссийском государственном институте кинематографии. Муратова успешно поступила на режиссерский курс, попав под руководство прославленных мастеров кино Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Кира Муратова в 1961 году как режиссер примкнула к коллегам Одесской киностудии. Первое время трудилась в паре с мужем Александром, с которым соединила судьбу еще являясь студенткой. В совместном творчестве пара представил миру картины «У крутого яра» и «Наш честный хлеб».

В 1967 году Кира Георгиенва начала собственную режиссерскую карьеру. В этому же году зрители увидели блестящую работу, которая никого не оставила равнодушным «Короткие встречи». Трогательная мелодрама о любовном треугольнике примечательна несколькими моментами. В ленте снялась сама Муратова, главный мужской образ примерил Владимир Высоцкий, а вторую главную женскую роль сыграла Нина Русланова, впервые появившись на отечественном экране. Картина вышла ограниченным тиражом, а полноценный показ случился только двадцать лет спустя, когда ее работу оценили более четырех миллионов россиян.

Очередной фильм «Долгие проводы», вышедший в 1971 году и вовсе оказалась несчастливой. Руководство киностудии креатива мастера не оценило, согласовывая работу целых два года и в итоге показ отодвинули вплоть до начала перестройки. Кира Георгиевна, снятая с режиссерской деятельности, не выдержала такого положения и покинула Одессу.

Женщина переехала в Санкт-Петербург, где на киностудии «Ленфильм» приступила к созданию фильма «Познавая белый свет», который вышел в 1978 году. Проникновенная, красивая история собрала на съемочной площадке Нину Русланову, Алексея Жаркова, Людмилу Гурченко.

Цензура преследовала Муратову по пятам. Скандальным получился фильм «Среди белых камней» 1983 года, откуда нещадно вырезали неугодные вещи. В результате таких действий Кира Георгиевна отказалась указывать свое имя в титрах.

Лишь к закату эпохи Советского союза режиссер вздохнула с облегчением, получив возможность творить так, как подсказывает сердце. С ее легкой руки на экранах появились «Перемена участи» и двухсерийная драма с острым социальным оттенком «Астенический синдром».

Последний фильм произвел фурор в кругах критики и зрителей: и содержанием, и композицией, и особыми приемами подачи, так как одна часть снята на черно-белую пленку, другая на цветную. Помимо этого, впервые в российском кино постановщик позволил звучать с экрана нецензурной лексике. Впрочем, нападки на родине прошли фоном, ведь главное, чего достигала Муратова: признания за рубежом: работа получила специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля.

Другая заметная работа режиссера появилась уже в разгар перестройки. В 1994 году Кира Муратова впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера. Причем роли для нее изначальном в сценарии не было, Кира позже придумала образ специально. Эту картину: спокойную, светлую, но неоднозначную, отметили премией «Ника». Актрису с белокурыми волосами в будущем Кира снимет еще несколько раз: Рената блистает в триллере «Три истории», который был номинирован на берлинского «Золотого медведя», в драме-комедии «Настройщик», трагикомедии «Два в одном», социальной драме о малолетних беспризорниках «Мелодия для шарманки». Все фильмы получали те или иные награды и премии.

Муратова в 2012 году презентовала поклонникам комедию «Вечное возвращение», в которой вместе с Литвиновой снялись Олег Табаков, Алла Демидова, Сергей Маковецкий. Этой работой Кира Георгиевна поставила жирную точку в режиссерской карьере, заявив об уходе во всеуслышание. Последние годы проживала в Одессе и практически не выходила в свет. Муратова редко соглашалась на интервью, мемуары женщина писать тоже отказалась.

Режиссер в 2014 году высказалась в поддержку Евромайданa, считая президента Виктора Януковича выразителем великорусского шовинизма в отношении украинцев и молдаван, но в то же время призвала Украину признать присоединение Крыма к Российской Федерации.

Кира Георгиевна Муратова скончалась 6 июня 2018 года в своей одесской квартире после тяжелой болезни. Похоронена известный режиссер на Таировском кладбище в Одессе.


Семья Киры Муратовой

Отец - Юрий Александрович Коротков, до войны с немцами работал секретарем подпольного обкома коммунистической партии Румынии, а в 1941 году в составе партизанского отряда погиб.
Мать - Наталья Исааковна, еврейка по национальности. С 1928 года входила в компартию Румынии. После войны заняла кресло министра культуры республики, вошедшей в состав СССР.

Первый муж -Александр Муратов, режиссер и сценарист.
Дочь - Марианна, трагически погибла.

Второй муж - Евгений Голубенко, одесский живописец, художник-постановщик и соавтор ее сценариев.

Награды Киры Муратовой

Орден князя Ярослава Мудрого ІІІ степени (29 мая 2009 года) - за весомый личный вклад в развитие украинского киноискусства, высокое профессиональное мастерство и по случаю юбилея акционерного общества «Одесская киностудия» и основание Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины

Орден князя Ярослава Мудрого IV степени (4 ноября 2004 года) - за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в области кинематографии

Орден князя Ярослава Мудрого V степени (4 марта 1999 года) - за самоотверженный труд, высокое профессиональное мастерство, активную гражданскую позицию

Юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (19 августа 2011 года) - за значительный личный вклад в социально-экономическое, научно-техническое и культурно-образовательное развитие Украинского государства, весомые трудовые достижения и многолетний добросовестный труд

Орден Дружбы (19 октября 2004 года, Россия) - за большой вклад в укрепление и развитие российско-украинских культурных связей

Народная артистка Украинской ССР (1990)

Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко (24 февраля 1993 года) - за документальную кинодилогию «Июльские грозы» («Забастовка», «Выброс») Украинской студии хроникально-документальных фильмов

Государственная премия Украины имени Александра Довженко (9 сентября 2002 года) - за весомый вклад в развитие отечественного киноискусства

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Большая премия» (1987)

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1988)

Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1990)

Специальный приз жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990)

Премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» (1992)

Почетный «Леопард» Международного кинофестиваля в Локарно (1994)

Премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы российского конкурса» (1994)

Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1994)

Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1994)

Российская независимая премия «Триумф» (1995)

Премия «Кинотавр» в номинации «Специальные призы за режиссуру» (1997)

Главная премия Искусств (1999, Берлинская Академия искусств)

Премия «Свобода» (2000, Американский фонд кино)

Приз жюри Международной федерации кинопрессы 31-го МКФ (2009)

Награждена памятной медалью, учрежденной МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)

Награждена премией имени Мирона Черненко (2010) Гильдии киноведов и кинокритиков России

Премия «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтики» («Вечное возвращение») (2013)

Премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую режиссерскую работу и приз молодых кинокритиков («Вечное возвращение») (2014)

Приз Золотой Дюк за вклад в киноискусство - Одесский международный кинофестиваль (июль 2014)

Творчество Киры Муратовой

Фильмография

Актриса

1964 - Наш честный хлеб - Агапа
1967 - Короткие встречи - Валентина Ивановна
1969 - Опасные гастроли - Нина Александровна, революционерка
1987 - Сад желаний - колдунья
1993 - Посторонний/Жираф

Режиссер

1961 - У крутого яра (короткометражный)
1964 - Наш честный хлеб
1967 - Короткие встречи
1971 - Долгие проводы
1979 - Познавая белый свет
1983 - Среди серых камней
1987 - Перемена участи
1989 - Астенический синдром
1992 - Чувствительный милиционер
1994 - Увлеченья
1997 - Три истории
1999 - Письмо в Америку (короткометражный)
2001 - Второстепенные люди
2002 - Чеховские мотивы
2004 - Настройщик
2005 - Справка (короткометражный)
2006 - Кукла (короткометражный)
2007 - Два в одном
2009 - Мелодия для шарманки
2012 - Вечное возвращение

Сценарист

1962 - У крутого яра
1967 - Короткие встречи
1979 - Познавая белый свет
1987 - Перемена участи
1989 - Астенический синдром
1992 - Чувствительный милиционер
2001 - Второстепенные люди
2002 - Чеховские мотивы
2004 - Настройщик
2009 - Мелодия для шарманки
2012 - Вечное возвращени

03.10.2020
Связанные новости и события
  • 06.06.2023
    06 июня 2023
    День памяти Киры Муратовой
    Кира Георгиевна Муратова — российский кинорежиссер, сценарист и актриса. Вошла в историю кинематографа как автор «неправильного кино», фильмов-парадоксов. Режиссер поднимала острые социальные темы, обращалась к сюжетам о жестокости, громко рассуждала о границах нравственности, а одним из любимых мотивов выступал ад на земле. В 1967 году зрители увидели ее первую блестящую работу — «Короткие встречи», которая никого не оставила равнодушным. Другой заметный фильм появился в разгар перестройки — в 1994 году она впервые снимала эпатажную Ренату Литвинову в «Увлеченьях», ставшую музой режиссера.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.