Александр Опекушин родился 28 ноября 1838 года в деревне Свечкино, Ярославской области. Рос в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором.
Отпущенный на волю еще мальчиком, Александр работал в подмастерьях у скульптора Йенсена в культурной столице России Санкт-Петербурге, а затем вплоть до 1864 года занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869 году.
Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М.О. Микешина он принял участие в создании монумента «Тысячелетие России» в Новгороде, вылепив для него фигуру Петра I, а также в работе над памятником Екатерине II в Петербурге, для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А.Г. Орлова и В.Я. Чичагова) по собственным эскизам.
В 1870-е годы уже в полной мере - причем именно в монументальном искусстве - развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить идеальный образ знаменитости торжественно и в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре - памятнике Пушкину для Москвы, который по праву стал самым популярным русским монументом 19 века.
Также среди его работ - памятники: Пушкину в Петербурге, К.Бэру в Тарту, Лермонтову в Пятигорске, Муравьеву-Амурскому в Хабаровске, все осуществленные в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента). Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле и Александру III близ храма Христа Спасителя, демонтированные после Октябрьской революции (равно как и монумент Муравьеву-Амурскому).
Перед смертью Александр отошел от активной деятельности и уединился в своем имении в селе Рыбница, Ярославской области.
Александр Михайлович Опекушин скончался 4 марта 1923 года от воспаления легких.