Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в городе Марсель, Франция. Отец мальчика, Жан-Антуан являлся артистом балета. Смотря на отца парень начал учиться у него балетному искусству, а также брал уроки у Огюста Вестриса. Уже в детстве Мариус вышел на сцену в балетах, поставленных отцом.
Всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера и даже балетмейстера в Нантском театре. Едва получив первый самостоятельный ангажемент, Петипа начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Работая с отцом, расширил горизонты, гастролируя по всей Франции, Америке, Испании. Не попав в состав труппы Парижской оперы, танцовщик отправился изучать испанские танцы, чтобы применить все полученные знания на новой службе в России, куда француз приехал в 1847 году.
В октябре того же года Мариус станцевал партию Люсьена в балете Жозефа Мазилье «Пахита». Впоследствии Мариус продолжал исполнять ведущие роли: в балете «Сатанилла», балетах Жюля Перро «Эсмеральда», «Фауст», «Корсар». Вскоре Петипа пробует себя в качестве балетмейстера и одновременно играет роли в своих постановках.
Первый большой балет Петипа-постановщика «Дочь фараона» получил сценическое воплощение в 1862 году. В этом спектакле критики отметили умелое владение искусством работы с солистами и кордебалетом, но в ущерб сюжету. Петербург принял спектакль благосклонно, чего не скажешь о московской публике.
Большим успехом Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году тогда еще начинающая Анна Павлова. В основе спектакля: французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до петербургской премьеры. И все же критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов танца.
Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому.
Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся двести раз.
В возрасте семидесяти шести лет Мариус получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Спектакль, уже видевший сцену в 1877 году, получил новое прочтение спустя семнадцать лет. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танец, а нежной Одиллии Петипа противопоставил па-де-де страстной Одетты. Спектакль стал символом русского балета.
Мариус Петипа скончался 14 июля 1910 года в Гурзуфе. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В 1948 году перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
Золотая медаль «За усердие» на Станиславской ленте
Золотая медаль «За усердие» на Анненской ленте
Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Владимира
Золотая медаль «За усердие» на ленте Святого Александра Невского
Золотая медаль «За усердие» на Андреевской ленте
Орден Святого Владимира IV степени
Орден Святой Анны II степени
Орден Святого Станислава III степени
Командор Ордена Академических пальм
Командор Ордена Короны Румынии
Офицер ордена Изабеллы Католички (Испания)
Командор ордена Льва и Солнца (Персия)
Медаль «За спасение утопающих» (Франция)
Репертуар
Опера Ле Пелетье, Париж
1841 - дивертисмент в опере Фроманталя Галеви «Королева Кипра», хореограф Жозеф Мазилье (с участием Адель Дюмилатр, Луизы Фицджеймс, Полины Леру и Огюста Мабиля)
Большой театр, Санкт-Петербург
1847 - Люсьен Д’Эрвильи, «Пахита», балетмейстеры М. Петипа и Фредерик (по Жозефу Мазилье)
1848 - Фабио, «Сатанилла, или Любовь и ад», балетмейстеры М. Петипа и Ж. Петипа (по Жозефу Мазилье)
1848 - Граф Альберт, «Жизель», балетмейстеры Жан Коралли и Жюль Перро
1848 - Ахмет, «Пери», балетмейстер Фредерик
1848 - Феб де Шатопер, «Эсмеральда», балетмейстер Жюль Перро
1849 - Дьяволино, «Катарина, дочь разбойника», балетмейстер Жюль Перро
1849 - «Мечта художника, или Одушевленный портрет», балетмейстер Жюль Перро
1849 - Освальд, «Лида, швейцарская молочница», балетмейстеры М. Петипа и Жюль Перро
1850 - Граф, «Своенравная жена», балетмейстер Жюль Перро
1854 - Фауст, «Фауст», балетмейстер Жюль Перро
1858 - Конрад, «Корсар», балетмейстер Жюль Перро (по Жозефу Мазилье)
1859 - «Парижский рынок», балетмейстер М. Петипа - Симон - первый исполнитель
1862 - Лорд Вильсон и Таор, «Дочь фараона» собственного сочинения
Постановки в Большом театре Санкт-Петербурга
Балеты
1847 - «Пахита» - Большой балет в 2 актах 3 картинах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Фредериком)
1848 - «Сатанилла, или Любовь и ад» - Большой пантомимный балет в 3 актах 7 картинах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье, совместно с Жаном Петипа)
1849 - «Лида, швейцарская молочница» - Демихарактерный балет в 2 актах 3 картинах Адальберта Гировеца, (совместно с Жюлем Перро), в бенефис Мариуса Петипа
1858 - «Брак во времена регентства» - Балет в 2 актах Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
1859 - «Венецианский карнавал» - Большое па де де Цезаря Пуни на тему Николо Паганини
1859 - «Парижский рынок» - Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Марии Суровщиковой-Петипа
1860 - «Голубая георгина» - Фантастический балет в 2 актах Цезаря Пуни; возобновление - 1875 (1 действие)
1862 - «Дочь фараона» - Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, для бенефиса Каролины Розати; возобновление - 1885
1863 - «Корсар» - Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, (по Жозефу Мазилье)
1863 - «Ливанская красавица, или Горный дух» - Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах с прологом и апофеозом Цезаря Пуни
1865 - «Путешествующая танцовщица» - Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Николая Гольца
1866 - «Флорида» - Балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
1867 - «Фауст» - Большой фантастический балет в 3 актах 7 картинах на музыку Джакомо Паницца и Цезаря Пуни, (по Жюлю Перро); возобновление - 1875
1868 - «Корсар» - Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Цезаря Пуни, с новым па «Оживленный сад» на музыку Лео Делиба, для бенефиса Адели Гранцов; возобновление - 1880
1868 - «Царь Кандавл» - Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, для бенефиса Генриетты Дор
1870 - «Катарина, дочь разбойника» - Большой балет в 3 актах 4 картинах Цезаря Пуни (по Жюлю Перро)
1871 - «Трильби» - Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, для бенефиса Адели Гранцовой; возобновление - 1883
1871 - «Две звезды» - Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни, для бенефиса Екатерины Вазем, Анны Вергиной и Павла Гердта
1871 - «Дон Кихот» - Большой балет в 5 актах 11 картинах Людвига Минкуса, новая редакция
1872 - «Камарго» - Большой балет в 3 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Адели Гранцовой
1874 - «Бабочка» - Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
1874 - «Наяда и рыбак» - Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни
1875 - «Бандиты» - Балет в 2 актах 5 картинах с прологом Людвига Минкуса
1876 - «Приключения Пелея» - Мифологический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса
1876 - «Сон в летнюю ночь» - Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса
1877 - «Баядерка» - Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
1878 - «Роксана, краса Черногории» - Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса
1879 - «Дочь снегов» - Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Екатерины Вазем
1879 - «Фризак цирюльник, или Двойная свадьба» - Комический фарс в 1 акте на музыку Ж. Снеля в оркестровке Людвига Минкуса
1879 - «Млада» - Фантастический балет в 4 актах 9 картинах Людвига Минкуса, для бенефиса Евгении Соколовой
1880 - «Дева Дуная» - Балет в 2 актах 4 картинах Адольфа Адана (по Филиппо Тальони), для бенефиса Екатерины Вазем
1881 - «Зорайя, мавританка в Испании» - Большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса
1881 - «Пахита» - Большой балет в 2 актах Эдуара Дельдеве с новыми номерами на музыку Людвига Минкуса: па де труа, гран па и детская мазурка
1882 - «Пакеретта» - Большой балет в 4 актах 7 картинах на музыку Петера Бенуа, Цезаря Пуни и Людвига Минкуса
1883 - «Кипрская статуя» - Балет в 4 актах 6 картинах с апофеозом Ю. И. Трубецкого
1884 - «Жизель» - Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана (по Жану Коралли и Жюлю Перро)
1884 - «Коппелия» - Балет в 3 актах Лео Делиба
1885 - «Своенравная жена» - Большой балет в 4 актах 5 картинах Адольфа Адана и Людвига Минкуса
1885 - «Тщетная предосторожность» - Комический балет в 3 актах 4 картинах Петера Гертеля (совместно с Львом Ивановым)
1886 - «Приказ короля» - Большой балет в 4 актах 6 картинах А. Визентини
Танцы в операх
1849 - «Марта» Фридриха фон Флотова - дивертисмент на музыку Цезаря Пуни в 1-м акте: национальный танец, характерное па, английское па; итальянская оперная труппа
1868 - «Орфей» Кристофа Виллибальда Глюка - танцы и мимические группы
1872 - «Гамлет» Амбруаза Тома - странствующие комедианты в 3-м акте, весенний праздник в 5-м акте; итальянская оперная труппа
1875 - «Аида» Джузеппе Верди - танцы жриц в 1-м акте, танцы негров, танцы альмей во 2-м акте; итальянская оперная труппа
1878 - «Тангейзер» Рихарда Вагнера; итальянская оперная труппа
1879 - «Гуарани» Карлоса Гомеса - танец дикарей, па со стрелами, марш; итальянская оперная труппа
1880 - «Царица Савская» Карла Гольдмарка - амазонки, невольницы, негры в 1-м акте, танец альмей, па баядерок, танец черта, вакханалия в 4-м акте; итальянская оперная труппа
1881 - «Мефистофель» Арриго Бойто - обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте; итальянская оперная труппа
1881 - «Король Лахорский» Жюля Массне - танцы альмей во 2-м акте, фантастический балет : адажио, мелодия и вариация, вальс и финал в 3-м акте; итальянская оперная труппа
1882 - «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера - танцы в 3-м акте
1882 - «Гугеноты» Джакомо Мейербера - нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте
1882 - «Фауст» Шарля Гуно - вальс во 2-м акте, Вальпургиева ночь в 5-м акте. В том же году состоялось первое представление «Вальпургиевой ночи» как отдельного балета.
1883 - «Кавказский пленник» Цезаря Кюи - восточный танец, лезгинка в 3-м акте
1884 - «Лалла-Рук» Фелисьена Давида - танец кашемиров в 1-м акте
1884 - «Рогнеда» Александра Серова - хоровод, пляска скоморохов во 2-м акте
1884 - «Демон» Антона Рубинштейна - восточная пляска и лезгинка во 2-м акте, возобновление
1882 - «Кармен» Жоржа Бизе - морена во 2-м акте, бег быков, чулосы, пикадоры, фанданго, оле в 4 акте
1885 - «Манон» Жюля Массне - танцы в 3-м акте
Постановки в Московском Большом театре
Балеты
1848 - «Пахита» - Большой балет в 3 актах Эдуара Дельдеве (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье)
1849 - «Сатанилла, или Любовь и ад» - Большой пантомимный балет в 3 актах Наполеона Ребера и Франсуа Бенуа (инструментовка Константина Лядова), (по Жозефу Мазилье); возобновление - 1866
1864 - «Дочь фараона» - Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни; возобновление - 1891
1868 - «Парижский рынок» - Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни
1865 - «Путешествующая танцовщица» - Эпизод в 1 акте Цезаря Пуни
1868 - «Корсар» - Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни и Лео Делиба
1868 - «Царь Кандавл» - Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни
1869 - «Дон Кихот» - Большой балет в 4 актах 8 картинах Людвига Минкуса, в бенефис Анны Собещанской
1870 - «Трильби» - Фантастический балет в 2 актах 3 картинах Юлия Гербера, в бенефис Полины Карпаковой
1883 - «Ночь и день» - Фантастический балет в 1 акте Людвига Минкуса, парадный спектакль по случаю коронации Императора Александра III
1896 - «Пробуждение Флоры» - Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго
1896 - «Прелестная жемчужина» - Балет в 1 акте Рикардо Дриго, торжественный спектакль по случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая II и Александры Федоровны
Танцы в операх
1849 - «Страделла» Фридриха фон Флотова - полька во 2-м акте
Постановки в Мариинском театре
Балеты
1870 - «Брак во времена регентства» - Балет в 2 актах Цезаря Пуни, возобновление
1881 - «Маркитантка» - Балет в 1 акте Цезаря Пуни
1886 - «Волшебные пилюли» - Феерия-балет в 3 актах 13 картинах Людвига Минкуса
1886 - «Жертвы Амуру, или Радости любви» - Балет в 1 акте Людвига Минкуса, для прощального бенефиса Евгении Соколовой
1886 - «Эсмеральда» - Балет в 4 актах 5 картинах Цезаря Пуни и Рикардо Дриго, (по Жюлю Перро); возобновление - 1899
1887 - «Гарлемский тюльпан» - Фантастический балет в 3 актах 4 картинах Бориса Фитингоф-Шеля (совместно с Львом Ивановым)
1888 - «Весталка» - Балет в 3 актах 4 картинах Михаила Иванова
1889 - «Талисман» - Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах с прологом и эпилогом Рикардо Дриго, для бенефиса Елены Корнальба; возобновление - 1895
1889 - «Капризы бабочки» - Балет в 1 акте Николая Кроткова; возобновление - 1895
1889 - «Сон в летнюю ночь» - Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса, возобновление
1890 - «Спящая красавица» - Балет-феерия в 3 актах с прологом Петра Чайковского
1890 - «Ненюфар» - Хореографическая фантазия в 1 акте Николая Кроткова
1891 - «Калькабрино» - Фантастический балет в 3 актах Людвига Минкуса, для бенефиса Карлотты Брианца
1891 - «Царь Кандавл» - Фантастический балет в 4 актах 6 картинах Цезаря Пуни, возобновление для бенефиса Христиана Иогансона
1892 - «Сильфида» - Балет в 2 актах Жана Шнейцхоффера с новыми музыкальными номерами Рикардо Дриго (по программе Филиппо Тальони)
1892 - «Пахита» - Большой балет в 2 актах Эдуара Дельдеве и Людвига Минкуса, возобновление
1892 - «Наяда и рыбак» - Фантастический балет в 3 актах 5 картинах Цезаря Пуни, возобновление
1892 - «Щелкунчик» - Фантастический балет в 2 актах Петра Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
1894 - «Тщетная предосторожность» - Комический балет в 3 актах 4 картинах Петера Гертеля, возобновление
1895 - «Лебединое озеро» Петра Чайковского (совместно с Львом Ивановым), в бенефис Пьерины Леньяни
1895 - «Пробуждение Флоры» - Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для прощального бенефиса М. К. Андерсон
1895 - «Парижский рынок» - Комический балет в 1 акте Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса М. К. Андерсон
1895 - «Конек-Горбунок, или Царь-девица» - Волшебный балет в 4 актах 8 картинах с апофеозом Цезаря Пуни (по Артуру Сен-Леону)
1896 - «Привал кавалерии» - Характерный балет в 1 акте Ивана Армсгеймера, для бенефиса Марии Петипа
1896 - «Млада» - Фантастический балет в 4 актах 9 картинах Людвига Минкуса, возобновление
1896 - «Синяя борода» - Балет-феерия в 3 актах 7 картинах с апофеозом Петра Шенка, в бенефис за 50 лет службы Мариуса Петипа
1898 - «Раймонда» Балет в 3 актах 4 картинах Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
1898 - «Дочь фараона» - Большой балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом Цезаря Пуни, возобновление для прощального бенефиса Анны Иогансон
1899 - «Корсар» - Большой балет в 4 актах Адольфа Адана, Цезаря Пуни, Лео Делиба, с новым вальсом и адажио на музыку Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1899 - «Жизель» - Фантастический балет в 2 актах Адольфа Адана, возобновление для дебюта Энрикеты Гримальди
1900 - «Испытание Дамиса» - Балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Пьерины Леньяни
1900 - «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» - Балет в 1 акте Рикардо Дриго, возобновление для бенефиса Пьерины Леньяни
1900 - «Времена года» - Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова, для бенефиса Матильды Кшесинской
1900 - «Арлекинада» - Балет в 2 актах Рикардо Дриго, для бенефиса Матильды Кшесинской
1900 - «Баядерка» - Большой балет в 4 актах 7 картинах с апофеозом Людвига Минкуса, возобновление для бенефиса Павла Гердта
1901 - «Фиаметта» - Фантастический балет в 4 актах Людвига Минкуса (совместно с Львом Ивановым), для бенефиса кордебалета
1903 - «Волшебное зеркало» - Большой фантастический балет в 4 актах 7 картинах Арсения Корещенко, в бенефис за 55 лет службы Мариуса Петипа
Танцы в операх
1874 - «Тангейзер» Рихарда Вагнера - группы: вакханки, нимфы, грации, пастухи, сатиры, наяды и сирены в 1-м акте; возобновление - 1899
1875 - «Демон» Антона Рубинштейна - восточная пляска и лезгинка во 2-м акте
1882 - «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера - па де синк во 2-м акте, танцы в 3-м акте; итальянская оперная труппа
1882 - «Кармен» Жоржа Бизе - морена во 2-м акте, бег быков, чулосы, пикадоры, фанданго, оле в 4 акте; итальянская оперная труппа
1882 - «Гугеноты» Джакомо Мейербера - нимфы во 2-м акте, цыганский танец в 3-м акте; итальянская оперная труппа; возобновление - 1899
1883 - «Джоконда» Амилькаре Понкьелли; итальянская оперная труппа
1883 - «Северная звезда» Джакомо Мейербера; итальянская оперная труппа
1883 - «Ричард III» Жерве-Бернара Сальвейра; итальянская оперная труппа
1883 - «Филемон и Бавкида» Шарля Гуно - танец вакханок во 2-м акте; итальянская оперная труппа
1884 - «Нерон» Антона Рубинштейна; итальянская оперная труппа
1884 - «Альдона» Амилькаре Понкьелли - народный танец в 1-м акте, андалузский танец, танцы греческих невольниц, солдаты во 2-м акте; итальянская оперная труппа
1884 - «Лакме» Лео Делиба - танцы баядерок, терана, заклинание змей во 2-м акте; итальянская оперная труппа
1886 - «Тамара» Бориса Фитингоф-Шеля - баядерки, лезгинка во 2-м акте, видения Тамары в 4-м акте
1886 - «Руслан и Людмила» Михаила Глинки - танцы и группы с вуалями во 2-м акте, танцы невольниц Черномора, восточные танцы, лезгинка в 4-м акте
1886 - «Мефистофель» Арриго Бойто - обертас в 1-м акте, хоровод на шабаше во 2 акте, хореа в 4 акте
1887 - «Фенелла, или Немая из Портичи» Даниэля Обера - гюараш, болеро, тарантелла в 1-м акте
1888 - «Джоконда» Амилькаре Понкьелли - фурлана в 1-м акте, Танцы часов: Утро, День, Вечер, Ночь в 3-м акте
1890 - «Пиковая дама» Петра Чайковского - интермедия «Искренность пастушки» во 2-м акте
1891 - «Иоанн Лейденский» Джакомо Мейербера - вальс во 2-м акте, редова, кадриль-патинер, па де фрилез в 3-м акте, группы и танцы в 5 акте
1895 - «Дубровский» Эдуарда Направника - кадриль (контрданс) и полонез в 4-м акте
1897 - «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка - группы ангелов
1897 - «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера - тарантелла в 3-м акте
1898 - «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта - выход масок, танец роз и бабочек, менуэт во 2-м акте
1898 - «Фераморс» Антона Рубинштейна - танцы баядерок, танцы невест, общий танец в 1-м акте, группы баядерок в 3-м акте
Постановки на других сценах
1855 - «Звезда Гренады» - Дивертисмент на музыку Цезаря Пуни - Михайловский театр
1856 - «Русалка» Александра Даргомыжского - славянская и цыганская пляски во 2-м акте, танцы русалок в 4-м акте (совместно с Н. Гольцем) - Санкт-Петербург, Театр-цирк
1857 - «Роза, фиалка и бабочка» - Хореографическая сцена в 1 акте Петра Ольденбургского - Царское Село, придворный спектакль
1861 - «Терпсихора» - Балет в 1 акте Цезаря Пуни - Царское Село, придворный спектакль
1866 - «Титания» - Балет в 1 акте Цезаря Пуни - Санкт-Петербург, дворец Великой княгини Елены Павловны
1868 - «Амур-благодетель» - Балет в 1 акте Цезаря Пуни - Санкт-Петербург, школьный театр Театрального училища
1868 - «Рабыня» - Дивертисмент на музыку Цезаря Пуни - Царское Село
1875 - «Две звезды» - Анакреонтическая картина в 1 акте Цезаря Пуни - Петергоф, парадный спектакль
1876 - «Сон в летнюю ночь» - Фантастический балет в 1 акте на музыку Феликса Мендельсона Бартольди и Людвига Минкуса - Петергоф, придворный спектакль
1886 - «Жертвы Амуру, или Радости любви» - Балет в 1 акте Людвига Минкуса - Петергоф, парадный спектакль
1891 - «Волшебная сказка» - Фантастический балет в 1 акте на музыку Рихтера - Санкт-Петербург, школьный театр Театрального училища
1894 - «Пробуждение Флоры» - Анакреонтический балет в 1 акте Рикардо Дриго - Петергоф, парадный спектакль
1897 - «Фетида и Пелей» - Мифологический балет в 1 акте на музыку Людвига Минкуса и Лео Делиба - Петергоф, парадный спектакль
1898 - «Зорайя, мавританка в Испании» - Большой балет в 4 актах 7 картинах Людвига Минкуса, возобновление - Петергоф
1898 - «Жемчужина (Прелестная жемчужина)» - Балет в 1 акте Рикардо Дриго - Петергоф, парадный спектакль
1900 - «Испытание Дамиса» - Балет в 1 акте Александра Глазунова - Санкт-Петербург,
Эрмитажный театр
1900 - «Времена года» - Аллегорический балет в 1 акте Александра Глазунова - Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
1900 - «Арлекинада» - Балет в 2 актах Рикардо Дриго - Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
1900 - «Ученики Дюпре» - Балет в 2 актах на музыку А. Визентини, Лео Делиба и др. - Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
1902 - «Сердце маркизы» - Пантомима в 1 акте Эрнеста Гиро - Санкт-Петербург, Эрмитажный театр
1904 - «Роман бутона розы» - Балет в 1 акте 3 картинах Рикардо Дриго - Санкт-Петербург, Эрмитажный театр - премьера не состоялась
Памятная доска на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге, на здании Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.
В 2018 году к 200-летию со дня рождения балетмейстера Банк России выпустил в серии «Выдающиеся личности России» памятную серебряную монету номиналом 2 рубля
Первая жена - Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет - с 1854 по 1869 год. Дети - Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров; Иван (р. 1859).
Вторая жена - Любовь Савицкая, дочь известного актера Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети - Надежда (р. 1874), Евгения (р. 1877), Виктор (р. 1879), Любовь (р. 1880), Марий (р. 1884), Вера (р. 1885).
Также Мариус Петипа имел внебрачных детей - сына Мариуса Петипа (р. 1850), ставшего драматическим актером, от актрисы Терезы Бурден и девочку, от работницы театра, с которой он жил долгое время.