Испано-французская оперная певица. Вокальный педагог и композитор. Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Известна по операм «Пророк», «Орфей и Эвридика», «Севильский цирюльник». Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, а также на слова Александра Пушкина. Активно пропагандировала достижения русской культуры.
Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виард родилась 18 июля 1821 года в городе Париж, Франция. Ее отец, Мануэль Гарсиа являлся известным певцом и музыкальным педагогом, а сестра Мария Малибран также выступала на оперной сцене. В восемь лет стала изучать гармонию и теорию композиции под руководством Антонина Рейхи. Затем начала брать уроки игры на фортепиано у Мейзенберг, а затем у Ференца Листа. До пятнадцати лет Полина готовилась стать пианисткой и даже давала собственные вечера в брюссельском «Артистическом кружке».
Пению училась у своего отца. Обладая прекрасным меццо-сопрано обширного диапазона и большим сценическим талантом, уже с шестнадцати лет начала выступать в концертах, а через два года завоевала себе выдающееся положение на лондонской и парижской оперных сценах.
В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо. На протяжении нескольких следующих лет проехала по многим странам мира, посетив Берлин, Мадрид, Эдинбург, Вену, Дублин, Лондон, Москву, Санкт-Петербург. Везде ей сопутствовал необычайный успех. В Петербурге она познакомилась с Иваном Тургеневым. С тех пор их судьбы оказались связанными навсегда.
Полина с 1849 года на протяжении четырнадцати лет не только выступала на сцене, но и написала ряд произведений, в том числе комические оперы по либретто Тургенева, романсы на слова Александра Пушкина, Афанасия Фета, Федора Тютчева, Михаила Лермонтова, Алексея Кольцова.
Помимо этого, Виардо общалась с великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Знаменитая своими вокальными данными, Полина вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой стала первой исполнительницей партии Фидес.
Оперная певица свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные стили в своем творчестве. Благодаря своему таланту, выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга. Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала ее прототипом главной героини романа «Консуэло». Именно Виардо пела партию меццо-сопрано в «Реквием» Моцарта на похоронах Фредерика Шопена 30 октября 1849 года.
Покинув сцену в 1863 году, Виардо выступала в концертах, часто исполняя произведения русских композиторов, и во многом благодаря ей на западе заговорили об Илье Чайковском. Под ее руководством получил музыкальное воспитание целый ряд русских и иностранных певиц.
Виардо никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для нее. Позже, покинув сцену, написала оперу под названием «Последний колдун».
Виардо выступала подругой, музой и советчиком Ивана Тургенева. Каждую свою написанную строку он, прежде всего, предъявлял именно на ее суд. В доме Полины, российский поэт и скончался, оставив ей значительную часть своего состояния, в том числе кольцо-талисман Пушкина и медальон с волосами великого поэта, которые она возвратила в Россию.
Полина Виардо скончалась 18 мая 1910 года в Париже. Похоронена великая французская оперная певица на кладбище Монмартр.
Семья Полины Виардо
Отец - Мануэль Гарсиа-старший, оперный певец.
Мать - Хоакина Ситчес.
Сестра - Мария Малибран, испанская певица, легенда мирового оперного искусства.
Муж - Луи Виардо (брак с 16 апреля 1840), композитор и директор «Thatre Italien» в Париже.
Дочь - Луиза-Полина (1841-1918), певица.
Дочь - Клоди (1852-1914), певица.
Дочь - Марианна (1854-1919), певица.
Сын - Поль (1857-1941), скрипач.