Итальянский живописец. График. Архитектор. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. В своих произведениях воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма. Его картина «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых в истории.
В 1501 году Рафаэль пришел в мастерскую Пьетро Перуджино, поэтому ранние работы выполнены в стиле этого живописца. В это время часто уезжал домой в Урбино, в Читта-ди-Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещал Сиену, выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая его мадонна - «Мадонна Солли».
Первые картины, написанные не на религиозную тематику: «Сон рыцаря» и «Три грации». Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создает первые шедевры «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди. Помимо алтарных полотен писал картины: «Мадонна Конестабиле», «Святой Георгий, поражающий дракона», «Портрет Пьетро Бембо».
В конце 1504 года Санти переехал во Флоренцию, где познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими великими флорентийскими мастерами. Тщательно изучал технику их живописи.
Первый заказ во Флоренции поступил от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Дони Микеланджело Буонарроти в это время создает тондо «Мадонна Дони».
Около 1505-1506 годов Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари», «Положение во гроб» и портрет «Дама с единорогом». В 1507 году познакомился с Браманте. Во Флоренции создал около двадцати Мадонн, среди которых «Мадонна Грандука», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна под балдахином». К лучшим относятся «Мадонна Террануова», «Мадонна со щеглом», «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем».
Во второй половине 1508 года Рафаэль Санти переехал в Рим и стал при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы написал фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута», «Мудрость, Умеренность и Сила», и самые выдающиеся «Парнас» и «Афинскую школу».
Папе римскому работа Рафаэля очень понравилась и Юлий II поручил живописцу расписать еще три станцы, причем уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, отстранены от работ. Учитывая объем работы, Санти набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвертая станца Константина: полностью расписана учениками. В станце Элиодоро созданы «Изгнание Элиодора из храма», «Месса в Больсене», «Аттила под стенами Рима», но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы».
С 1513 года Рафаэль Санти по заказу папы Льва X занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов». Еще одним заказом от папы стали лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту возведены в виде тринадцати аркад, в которых по эскизам живописца расписаны учениками пятьдесят две фрески на библейские сюжеты.
Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполнял заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекииля». В Риме написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба», «Мадонна Фолиньо», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле».
Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна». Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Помимо большого количества картин на религиозные темы, создавал и портреты. По заказам папского окружения написаны «Портрет папы Юлия II», «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе», «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси». Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне.
В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году получил должность главного хранителя древностей. Составлял карту античного Рима, достраивал ватиканский двор с Лоджиями. По его проектам построены центрическая, крестово-купольная церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Также проектировал фасады Палаццо Видони-Каффарелли, Бранконио дель Аквила и Палаццо Пандольфини.
Последним шедевром мастера является величественное «Преображение», картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам живописца.
Рафаэль Санти умер 6 апреля 1520 года в возрасте тридцати семи лет. Похоронен в Пантеоне.
Мадонна из дома Санти
Мадонна Солли
Мадонна фон дер Роппа
Пасадинская Мадонна
Мадонна Диоталеви
Мадонна Конестабиле
Мадонна Террануова
Мадонна Грандука
Мадонна Орлеанская
Мадонна Бриджуотера
Малая Мадонна Каупера
Мадонна Нортбрука
Мадонна с гвоздиками
Святое семейство с безбородым Иосифом
Святое семейство с пальмой
Святое семейство Фальконьери
Святое семейство Каниджани
Мадонна в зелени
Мадонна со щеглом
Прекрасная садовница
Мадонна Эстергази
Мадонна Колонна
Большая Мадонна Каупера
Мадонна Темпи
Мадонна под балдахином
Мадонна Макинтоша
Мадонна Альдобрандини
Мадонна с вуалью
Мадонна с диадемой
Мадонна Альба
Мадонна Фолиньо
Сикстинская Мадонна
Мадонна с завесой
Мадонна с канделябрами
Мадонна в кресле
Мадонна в шатре
Мадонна с рыбой
Прогулка Мадонны
Святое семейство Франциска I
Святое семейство под дубом
Ла Перла
Мадонна с розой
Мадонна божественной любви
Малое святое семейство
Портреты
Портрет Перуджино
Портрет юноши (Пьетро Бембо)
Эмилия Пиа де Монтефельтро
Елизавета Гонзага
Гвидобальдо Монтефельтро
Юноша с яблоком
Дама с единорогом
Немая
Аньоло Дони
Маддалена Строцци
Портрет неизвестного
Автопортрет
Алессандро Фарнезе
Франческо Алидози
Юлий II
Федра Ингирами
Кардинал Биббьена
Джулиано Медичи
Портрет молодого человека
Биндо Альтовити
Бальдассаре Кастильоне
Дама с покрытой головой
Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано
Автопортрет с другом
Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси
Изабелла Рекесенс
Портрет юноши
Портрет девушки
Форнарина
Женская головка
Отец - Джованни Санти, художник и поэт при дворе герцога Урбинского.
Мать - Марджи Чарла.
Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). Семнадцатилетнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся красавицей, что выкупил ее у отца за 3 тысячи монет.
Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.