Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Заслуженная артистка РСФСР. Одна из величайших русских актрис XX века. Являлась «королевой ролей второго плана». Трижды лауреат Сталинской премии. Так же, известна в качестве автора крылатой фразы «Муля, не нервируй меня!», произнесенной актрисой в комедийном художественном фильме «Подкидыш».
Фейга Фельдман родилась 27 августа 1896 года в городе Таганрог, Ростовская область. Девочка выросла в еврейской семье. Мама Фаины являлась домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа, влиятельный фабрикант, который владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход. Девушка увлеклась театром в четырнадцать лет. Окончив таганрогскую Мариинскую женскую гимназию в 1915 году переехала в Москву, где, обучалась в частной театральной школе. Тогда же начала играть на театральной сцене взяв псевдоним Фаина Раневская. Правда премьеры происходили пока что лишь в провинциальных театрах Керчи, Феодосии и Ростова-на-Дону.
В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями того времени, поэтами Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским.
После Октябрьской революции 1917 года стала актрисой Передвижного театра «Первый советский театр», где проработала до 1924 года. С 1931 года являлась актрисой московского театра имени Пушкина, затем центрального театра Российской Армии. В годы Великой Отечественной войны эвакуирована в Ташкент, где работала на местной киностудии. В послевоенные годы Раневская играла на сцене Театра имени Маяковского.
В самом начале 1950-х годов Фаина перешла в Театр имени Моссовета, где ее пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссеров. У Раневской имелось свое видение игры, которое часто не совпадало с режиссерским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», полностью переписала ее и сыграла на свой лад.
Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре имени Пушкина. С этого театра начиналась ее театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.
Не менее активно Фаина Георгиевна снималась и в кино, где дебютировала еще в в фильме Михаила Ромма «Пышка». Всего в фильмографии актрисы около тридцати киноролей, среди которых наиболее известные: «Подкидыш», «Мечта», «Свадьба», «Небесный тихоход», «Слон и веревочка», «Весна», «Золушка», «У них есть Родина», «Сегодня новый аттракцион».
Раневская являлась из тех людей искусства, что считают свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...», - сказала она однажды. И вправду, одиночество ее оказалось просто космическим. Ни мужа, ни детей, ни одного близкого человека.
Раневская, единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество Фаины, выступала подобранная ею дворняжка, которую любила так, как можно любить только единственного ребенка.
Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Ее остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды, после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: «Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?».
За год до своей смерти Раневская отказалась от работы в театре. «Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости», говорила актриса. Она еще полна сил и вдохновения, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу.
Раневская Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в городе Москва. Результатом смерти великой актрисы стал перенесенный ею инфаркт и пневмония. Похоронена на Донском кладбище столицы.
Награды и Признание Фаины Раневской
Заслуженная артистка России (1937)
Народная артистка России (1947)
Народная артистка СССР (1961)
Сталинская премия второй степени (1949) - за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна
Сталинская премия второй степени (1951) - за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова
Сталинская премия третьей степени (1951) - за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
Орден Ленина (1976)
Два Ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1967)
Орден «Знак Почета» (1947)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Роли в театре
«Летний театр», Малаховка
1915 - «Тот, кто получает пощечину» Л. Андреева, постановка И. Певцова - роль без слов
«1-й Советский театр» в Крыму (1918-1924)
«Вишневый сад» А. Чехова - Шарлотта Ивановна, гувернантка
«Три сестры» А. Чехова - Ольга, Наташа
«Чайка» А. Чехова - Маша
«Дядя Ваня» А. Чехова - Войницкая
«Иванов» А. Чехова - Зюзюшка
«Последняя жертва» А. Островского - Глафира Фирсовна
«Волки и овцы» А. Островского - Анфиса Тихоновна
«Без вины виноватые» А. Островского - Галчиха
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского - Манефа
«Гроза» А. Островского - Сумасшедшая барыня
«Живой труп» Л. Толстого - Маша
«На дне» М. Горького - Настя
«Ревизор» Н. Гоголя - Пошлепкина, унтер-офицерская вдова
«Женитьба» Н. Гоголя - Сваха
«Роман» Э. Шелтон - Кавалини
Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925-1931)
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера - Леди Мильфорд
«Бесприданница» А. Островского - тетка Карандышева
«Дворянское гнездо» (И. Тургенева) - Лаврецкая
«Свадьба» А. Чехова - Змеюкина
«Юбилей» А. Чехова - Мерчуткина
«Гамлет» У. Шекспира - Королева
«Ярость» Е. Яновского - Председатель колхоза
«Чудак» А. Афиногенова - Трощина
«Любовь Яровая» К. Тренева - Дунька
«Чудеса в решете» А. Толстого - Марго
«Мандат» Н. Эрдмана - Гулячкина
Камерный театр Таирова
1931 - «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка А. Таирова - Зинка, проститутка
Центральный театр Красной Армии (1935-1939)
1935 - «Чужой ребенок» В. Шкваркина - мать
1935 - «Гибель эскадры» А. Корнейчука - Оксана
1935 - «Последняя жертва» А. Островского - Глафира Фирсовна
1936 - «Васса Железнова» М. Горького; реж. Е. Телешева - Васса
1936 - «Слава» В. Гусева - мать
«Беззащитное существо» по А. Чехову - Щукина
Московский театр драмы (1943-1949)
1943 - «Молодая гвардия» по A. Фадееву; реж. Н. Охлопков - бабушка Олега Кошевого
1945 - «Лисички» Л. Хелман - Берди
1946 - «Капитан Костров» А. Файко - свояченица
1949 - «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков - жена Лосева
Театр имени Моссовета (1949-1955, 1963-1984)
1949 - «Модная лавка» И. Крылова - Сумбурова
1950 - «Рассвет над Москвой» A. Сурова - Агриппина Солнцева
1951 - «Шторм» В. Билль-Белоцерковского - Манька-спекулянтка
1953 - «Рассказы о Турции» Н. Хикмета - старуха Фатьма Нурхан
1954 - «Сомов и другие» М. Горького - Анна Сомова
1964 - «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского - Марья Александровна
1966 - «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика; постановка Л. Варпаховского - миссис Этель Сэвидж
1969 - «Дальше - тишина» В. Дельмар; постановка А. Эфроса - Люси Купер[25]
1973 - «Последняя жертва» А. Островского - Глафира Фирсовна
1980 - «Правда - хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка С. Юрского - Филицата
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955-1963 гг.)
1956 - «Игрок» Ф. Достоевского - Антонида Васильевна
1958 - «Деревья умирают стоя» А. Касоны - бабушка
1960 - «Мракобесы» А. Толстого - Прасковья Алексеевна
Фильмография
1934 - Пышка - госпожа Луазо
1937 - Дума про казака Голоту - попадья
1939 - Ошибка инженера Кочина - Ида Гуревич, жена портного
1939 - Подкидыш - Ляля
1939 - Человек в футляре - жена инспектора гимназии
1940 - Любимая девушка - Маня, тетка Добрякова, сотрудница роддома
1941 - Мечта - Роза Скороход
1941 - Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - Горпина
1942 - Александр Пархоменко - таперша
1943 - Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») - тетушка Адель
1943 - Родные берега (новелла «Три гвардейца») - Софья Ивановна, директор музея
1944 - Свадьба - Настасья Тимофеевна, мать невесты
1945 - Небесный тихоход - профессор медицины
1945 - Слон и веревочка - бабушка
1947 - Весна - Маргарита Львовна, экономка
1947 - Золушка - мачеха
1947 - Рядовой Александр Матросов - военврач
1949 - Встреча на Эльбе - миссис Мак-Дермот
1949 - У них есть Родина - фрау Вурст
1958 - Девушка с гитарой - Зоя Павловна Свиристинская
1960 - Осторожно, бабушка! - Елена Тимофеевна
1960 - Драма (короткометражный) - Мурашкина
1964 - Легкая жизнь - Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», спекулянтка
1965 - Первый посетитель - старая дама
1966 - Сегодня - новый аттракцион - Ада Константиновна Брандт, директор цирка
Телеспектакли
1978 - Дальше - тишина… (фильм-спектакль) - Люси Купер
Киножурнал «Фитиль»
1964 - Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» - гадалка
1965 - Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» - гражданка Пискунова
Озвучивание мультфильмов
1943 - Сказка о царе Салтане - Бабариха
1970 - Карлсон вернулся - Фрекен Бок
Архивные кадры
2006 - Фаина Раневская (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2009 - Фаина Раневская: Красота - страшная сила (документальный).
Интересные Факты о Фаине Раневской
Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964 года актриса рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма А. Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Р. Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.
Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Л. Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идет наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
Актриса была достаточно самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Ф. Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
Актриса очень не хотела, чтобы ей предложили сотрудничать с КГБ. В то время это было распространено. Один ее знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда предложение будет снято. Однажды, когда актриса работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» - воскликнула она.
В мультфильме «Карлсон вернулся», в котором актриса озвучивала Фрекен Бок, есть две аллюзии на фильм «Весна», в котором она играла экономку главной героини. Первая - эпизод перед зеркалом: «Я сошла с ума, какая досада…» (в фильме «Весна» - сцена на лестнице: «Ничего особенного, я сошла с ума.») и следующий за этим звонок по телефону (с которым в мультфильме перепутан душ). Вторая - последний эпизод, после того, как Карлсон улетел: «Милый, милый…» (в фильме «Весна» - в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: «Милый, милый…»).
В Москве на доме, где в 1973-1984 годах жила актриса (Большой Палашевский пер., д. 3), в 1987 году установлена мемориальная доска.
В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством ее цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием актрисы.
В репертуаре новосибирской культовой рок-группы «Коридор» есть песня «Как она играла», посвященная актрисе.
В августе 2011 года в честь 115-летия со дня ее рождения поисковик Google обнародовал логотип с изображением актрисы
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году она включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.
В Симферополе в августе 2016 года мемориальную доску в честь актрисы установили на доме № 17 по улице Самокиша.
В репертуаре Л. Милявской есть песня «Раневская», посвященная актрисе.
В честь актрисы назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Л. Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 29 сентября 1986 года.
В Таганроге:
1986 - установлена мемориальная доска на доме, где родилась актриса (ул. Фрунзе, 10)
2008 - Первый Международный театральный фестиваль имени Ф. Раневской «Великая провинция»
2008 - Рядом с домом, в котором родилась актриса, открыт первый в России памятник Раневской (автор - Д. Бегалов)
2009 - Неподалеку от дома отца актрисы открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством ее фотографий.
В доме, в котором родилась актриса, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской.
Документалистика
1990 - Документальный двухсерийный фильм киностудии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. О. Дорман и А. Габрилович)
2004 - Документальная программа В. Вульфа «Мой серебряный шар. Фаина Раневская» (реж. С. Кокотунова)
2008 - Документальная программа «Великая и ужасная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», телеканал 100ТВ (Санкт-Петербург)
2015 - Документальный фильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Д. Горин), телеканал ТВЦ.
2015 - Документальный фильм «Частная история: Фаина Раневская», телеканал «Москва Доверие».
Киновоплощения
2005 - «Звезда эпохи» (реж. Ю. Кара). В роли Раневской - Т. Васильева.
2012 - «Анна Герман. Тайна белого ангела» (реж. В. Кшистек, А. Тименко]). В роли Раневской - Е. Бондарева-Репина.
2015 - «Орлова и Александров» (реж. В. Москаленко). В роли Раневской - Ю. Рутберг.
Отец - Гирш Хаимович Фельдман (1863-1938), уроженец местечка Смиловичи Минской губернии, купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912-1917), почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Мать - Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 - после 1957), уроженка Лепеля Витебской губернии. Поженились 26 декабря 1889 года.
Братья - Яков, Рудольф и Лазарь (1897-1900).
Сестра - Изабелла (в замужестве Аллен, 1892-1963).