Русский целитель. Сибирский старец. Паломник. Провозгласил себя избранником Бога. Особо приближенный к императорской семье Николая II. Загадочная личность вокруг судьбы которого и его влияния на историю Российской империи ведутся споры до сих пор.
Григорий Распутин родился 21 января 1869 года в селе Покровское, Тюменской области. Воспитывался в семье крестьянина. В молодости много болел. После паломничества в Верхотурский монастырь обратился к религии. В 1893 году Распутин странствовал по святым местам России, побывал на горе Афон в Греции, потом в Иерусалиме. Встречался и завязывал контакты со многими представителями духовенства, монахами, странниками.
В своих странствиях сблизившись с сектой хлыстов, стал «пророчествовать» в образе «божьего человека», провозглашая себя избранником Бога, способным исцелять недуги. Но под маской святого вел разгульную жизнь. Тогда Григорий и получил прозвище Распутин, ставшее впоследствии его фамилией.
К 1902 году Григорий стал уже известен как «пророк» и «святой старец». Слухи о сибирском знахаре распространились по России, и вскоре к нему потянулись люди с разных уголков страны. Надо сказать, что Распутин нигде не учился, являлся безграмотным, не имел даже примерного представления о медицине. Однако безукоризненно играл свою роль и мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния.
Оказавшись в Санкт-Петербурге в 1904 году, чтобы устроить свою дочь на обучение в духовную академию, пришел к ректору Петербургской духовной академии и негласному духовнику царской четы Феофану. Именно Феофан привел Распутина в дом великого князя Николая Николаевича, а через него «святой старец» проник в дома высшей петербургской аристократии и представлен в 1906 году императорской семье, для которой довольно быстро стал близким человеком.
Распутин сумел внушить Николаю II и Александре Федоровне, что только он своими молитвами может спасти больного гемофилией наследника Алексея и обеспечить «божественную» поддержку императора. Царская семья называла Распутина «наш Друг» или «Григорий».
Николай II считал, что Григорий является «хорошим, простым, религиозным русским человеком». Эта мысль неоднократно встречается в письмах императора. Эксплуатируя религиозные и материнские чувства Александры Федоровны, Распутин пользовался расположением царского двора и обладал влиянием на царскую чету.
Вскоре «старец» стал играть исключительную роль не только в придворной, но и в высших политических сферах. По его советам назначались и смещались государственные чиновники и церковные лица. Распутин проводил выгодные для себя финансовые сделки, за взятки оказывал «протекции», дискредитируя и без того не пользующуюся доверием династию.
Распутин использовал свою власть и великосветские связи и для разнузданного разврата, ставшего широко известным в России. Но, не смотря на то, что Петербург переполняли слухи о крайне непристойном поведении «святого старца», и что против него несколько раз заводились дела, в которых Распутин обвинялся в распространении лжеучения, ничто не могло поколебать доверие императорской семьи к этому человеку, и все обвинения с него были сняты.
Несмотря на это люди продолжали приходить к Распутину «на исцеление». Многие обращались к нему с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма. Но больше всего ценился прямой контакт с ним.
И все же чаша терпения оказалась переполнена, и в среде императорского окружения против Распутина возник заговор, инициаторами которого стали князь Феликс Юсупов, муж императорской племянницы; Владимир Пуришкевич, депутат IV Государственной Думы и великий князь Дмитрий Павлович Романов, двоюродный брат императора Николая.
Стремясь спасти царскую власть от дискредитации заговорщики решили убить Григория Распутина, что им и удалось в ночь на 30 декабря 1916 года в Санкт-Петербурге.
Похоронить «святого старца» сначала хотели на его родине, в селе Покровском. Но из-за опасности возможных волнений в связи с отправкой тела через полстраны, предали земле на территории храма Серафима Саровского в Царском Селе. Позднее захоронение оказалось найдено, и по приказу Керенского тело сожжено.
После себя Распутин оставил две книги: «Житие опытною странника» и «Мои мысли и размышления», которые являются литературной записью его бесед, поскольку сам был малограмотным, а также множество канонических пророчеств, самым знаменитым из них стало предрекание гибели Императорского дома: «Покуда я жив, будет жить и династия».
Жена - Прасковья Федоровна Дубровина, такая же паломница.
Дети: Дмитрий, Мария, Варвара
Дочь Распутина Мария после революции эмигрировала во Францию, а впоследствии переехала в США. Остальные члены семьи Распутина подверглись репрессиям со стороны советской власти. В 1922 году его вдова Прасковья Федоровна, сын Дмитрий и дочь Варвара лишены избирательных прав как «злостные элементы». Национализированы дом и все крестьянское хозяйство Дмитрия Григорьевича. В 1930-е все трое арестованы органами НКВД, и след их затерялся в спецпоселениях тюменского Севера. Вдова Распутина Прасковья Федоровна умерла в 1932 г. Сын Дмитрий умер в лагере в Норильске в 1933 году, а младшая дочь Варвара скончалась в ссылке в 1937 году.