Роберт Шуман
Robert Schumann

Немецкий композитор. Педагог. Влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из выдающихся композиторов эпохи романтизма первой половины XIX века.


Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау, Германия. Первые уроки музыки мальчик брал у местного органиста, а уже в возрасте десяти лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку. Обучаясь в гимназии, познакомился с произведениями Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.

С детства Роберт занимался профессиональной литературной работой, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьезно увлекался филологией, а его школьные сочинения по литературе написаны на таком уровне, что посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.

В 1828 году Шуман поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешел в университет Гейдельберга. В юности и не думал становиться музыкантом. Его привлекала карьера юриста, но вскоре выяснилось, что у него талант к фортепьянному творчеству. Тогда стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.

Шуман вернулся в 1830 году в Лейпциг и начал брать уроки фортепиано у Фридриха Вика и композиции у Генриха Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, занимался с фанатичным упорством и вскоре повредил правую руку. Средний палец навсегда перестал действовать, поэтому о карьере профессионального пианиста пришлось забыть. Тогда Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии в 1840 году. В том же году женился на дочери своего учителя, выдающейся пианистке Кларе Вик. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учрежденной в 1843 году Феликсом Мендельсоном.

В 1844 году Шуман с супругой совершили гастрольную поездку в Россию: в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почетом. В том же году семья переехала в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства композитора. Лишь через два года поправился настолько, чтобы продолжить творчество и работу. В 1853 году супруги отправляются в путешествие по Голландии, однако вскоре стали вновь проявляться симптомы болезни.

В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, но оказался спасен. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где и оставался до конца жизни. В больнице почти не сочинял, лишь изредка ему разрешали увидеться с супругой.

Роберт Шуман оставил богатое творческое наследие. Большая часть его фортепьянных пьес создана в форме циклов небольших пьес преимущественно лирико-драматического и портретного жанров. Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». В нем перед слушателем предстают сценки, танцы, маски и ряд музыкальных портретов: Паганини, Шопен и возлюбленная супруга музыканта. Кроме того, Шуман увлекался написанием вокальной музыки, продолжая традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение, роль которого заметно возросла, нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм.

    Творческое наследие композитора поражает. Он является автором четырех симфоний, восьми увертюр, семи различных концертов, огромного количества фортепианных, камерных инструментальных и вокальных, хоровых произведений.

Шуман также много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей. Первый являлся пылким и страстным, порицал франтовство, бездушное отношение к музыке, иронизировал над «модными» композиторами. Второй, нежный и мечтательный, приветствовал новую романтическую школу, призывал переосмысливать классику.

Данный журнал «Neue Zeitschrift für Musik», который стал в дальнейшем одним из влиятельнейших музыкальных периодических изданий, Шуман на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нем свои статьи. Зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

Роберт Шуман скончался 29 июля 1856 года в городе Эндених. Похоронен в Бонне. Идеалы композитора оказались близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Петр Чайковский.


Творчество Роберта Шумана

Для фортепиано

Вариации на тему «Abegg»
Бабочки, ор. 2. Музыка оркестрована Н. Н. Черепниным для балета М. Фокина «Бабочки» (1912).
Танцы давидсбюндлеров, ор. 6 (1837)
Токката до мажор, ор. 7
Allegro си минор, ор. 8
Карнавал, ор. 9. Музыка оркестрована в 1902 году группой русских композиторов, среди которых был Н. А. Римский-Корсаков; в 1910 году использована М. М. Фокиным для постановки балета «Карнавал», сюжет которого близок заявленной Р. Шуманом программе цикла.
Три сонаты:
Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
Соната № 3 фа минор, ор. 14
Соната № 2 соль минор, ор. 22
Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, ор. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Блюменштюк, ор. 19
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Ночные пьесы, op. 23
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82
Пёстрые листки, op. 99
Утренние песни, op. 133
Тема с вариациями ми-бемоль мажор

Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
Konzertstück для четырёх валторн и оркестра, op. 86
Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
Концерт для скрипки с оркестром, 1853
Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134
Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73
Märchenerzählungen, Op. 132

Вокальные произведения

«Круг песен» (Liederkreis), ор. 24 (сл. Гейне, 9 песен)
«Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
«Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)
«Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)
«Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
«Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)
«Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)
«Геновева». Опера (1848)

Камерная музыка

Три струнных квартета
фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 63
фортепианное трио № 2 Фа мажор, соч. 80
фортепианное трио № 3 соль минор, соч. 110
Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфоническая музыка

Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
Симфония № 2 до мажор, ор. 61
Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюры

Увертюра, скерцо и финал для оркестра ор. 52 (1841)
Увертюра к опере «Геновева» ор. 81 (1847)
Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра ор. 100 (1850-1851)
Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой ор. 115 (1848)
Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра ор. 128 (1851)
Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра ор. 136 (1851)
Увертюра к Сценам из «Фауста» Гёте WoO 3 (1853)

Семья Роберта Шумана

Жена - Клара Жозефина. Славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось восемь детей.

07.06.2019
  • Немецкий композитор
  • Музыкальный критик
  • Пианист

Родился: 8 июня 1810 года (213 года назад)
Умер: 29 июля 1856 года (167 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.