Советский музыковед. Педагог. Непревзойденный мастер оркестровки. Сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты. Его практическая деятельность как знатока симфонического оркестра - важная страница в истории российской музыкальной культуры.
Дмитрий Рогаль-Левицкий родился 14 июля 1898 года на Успенском прииске, Республика Саха (Якутия). Рос в семье горного инженера и музыканта-любителя Романа Филипповича Рогаль-Левицкого. Получил хорошее домашнее образование под руководством своей матери, Наталии Александровны, которая занималась с ним музыкой. После переезда семьи в Москву, с 1908 года посещал музыкальные классы А.П. Буниной, а с 1910 года занимался в классе фортепиано Елизаветы Гнесиной, в Музыкальном училище имени Гнесиных.
В 1917 году, после окончания с серебряной медалью Первой московской гимназии, Рогаль-Левицкий отправился на турецкий фронт в качестве вольноопределяющегося. Освободившись от военной службы, продолжил занятия музыкой. В начале 1920-х годов в течение трех лет частным образом занимался теорией музыки и композицией с Александром Гречаниновым. В 1925 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по классу арфы Марии Корчинской и научно-теоретическое отделение творческого факультета по классам теории музыки и инструментовки.
С 1926 по 1929 год Дмитрий Рогаль-Левицкий находился в должности сверхштатного научного работника Музыкально-этнографических курсов Государственного института музыкальной науки. В этот период являлся редактором «Трудов» Ассоциации камерной музыки и московского отдела издательства московского Общества драматических писателей. Публиковал рецензии и музыкально-критические статьи в различных журналах и газетах. Будучи членом-корреспондентом Северо-Кавказского Горского Научно-исследовательского института в Ростове-на-Дону, изучал музыкальное творчество народов Северного Кавказа.
С 1932 года Дмитрий Романович преподавал инструментовку в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Среди учеников Арам Хачатурян, Тихон Хренников, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Александр Арутюнян и другие. Непревзойденный мастер оркестровки, сыграл значительную роль в развитии жанра оркестровой сюиты, используя для создания этих произведений фортепианную музыку известных композиторов. В числе известных аранжировок - «Три сборника переложений для двухрядной венской гармоники», обработки свыше пятидесяти романсов русских и зарубежных авторов для голоса и трио.
Рогаль-Левицкий оркестровал ряд опер русских композиторов, таких как «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Иванушка-дурачок». Составлял партитуры ряда произведений Сергея Прокофьева по его клавирам с размеченной инструментовкой. Осуществил полную редакцию оперы «Кармен». В 1940-1941 годах в Большом театре в его оркестровке поставлен балет «Тарас Бульба» Соловьева-Седого, в 1942-1943 годах в Мариинском театре - оперы «Емельян Пугачев» Коваля и «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского.
Дмитрий Рогаль-Левицкий является автором официальных редакций «Интернационала», Государственных гимнов СССР, ряда Союзных республик, а также Франции, Польши, Турции. В 1945 году награжден орденом «Знак Почета».
Умер Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий 17 декабря 1962 года в возрасте шестидесяти четырех лет. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Оркестровка Дмитрия Рогаль-Левицкого
1927 «Мельник, колдун, обманщик и сват» А. О. Аблесимова и М. М. Соколовского
1928-1932 «Три сборника переложений для двухрядной венской гармоники»
1932 «Листиниана»
1935 «Скрябиниана»
1939 «Иванушка-дурачок» Ц. А. Кюи
1947 «Шопениана»
1947 симфоническая сюита «Памяти С. В. Рахманинова» Симфонический оркестр
1953 произведения С. С. Прокофьева по его клавирам с размеченной инструментовкой
1956 «Кармен» Ж. Бизе
1940 «Тарас Бульба» В. П. Соловьева-Седого
1942 «Емельян Пугачев» М. В. Коваля
1943 «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского
50 романсов русских и зарубежных авторов для голоса и трио: фортепиано, скрипка, виолончель
«Интернационал», Государственные гимны: СССР, Союзных республик, Франции, Польши, Турции
Оркестровка фортепианных произведений для балетов
В 1929 году Рогаль-Левицкий инструментовал фортепианные произведения Листа для постановки Танцевальной сюиты К. Голейзовского
В 1934 году состоялась премьера балета Голейзовского «Песнь любви», с музыкой Ф. Листа
В 1958 году Голейзовский поставлил в ЛАХУ имени А. Я. Вагановой балет «Листиана», (художник Т. Г. Бруни), состоящий из номеров:
«Забытый вальс»
«Утешение»
«Вальс-импровизация»
«Листок из альбома»
«Мыслитель»
«Забытый романс»
«Порыв»
«Кампанелла»
17 октября 1962 года на сцене ГАБТ состоялась премьера балета К. Голейзовского «Скрябиниана», на музыку А. Н. Скрябина.
«Скрябиниана» состояла из музыкальных номеров:
Поэма op. 32, No.1 - «Гирлянда»
Прелюдия, op. 11, No.17,10,6 - «Три настроения»
Поэма, op. 34 - «Трагическая поэма»
Этюд op. 2, No.1 - «Лирическая этюд»
op. 3, No. 6 - «Мазурка»
Прелюдия, op. 51, а-moll, «Хрупкость» - «Романтический дуэт»
Этюд, op. 8, No.10 - «Вакхический этюд»
op. 24 - «Мечты» («Дифирамб»)
Этюд, op. 8, No.12 - «Героический этюд» («Героика»)
op. 16, No. 1,2,4 - «Три прелюдии»
«Две поэмы»[уточнить]
«Сатаническая поэма»
op. 63, No.2 - «Странность»
op. 32, No.2 - «Драматическая поэма»
Публикации Дмитрия Рогаль-Левицкого
1923 - «Возможности современного оркестра» (книга не опубликована).
1923 - «Возможности современного оркестра» (рукопись)
1926 - «Теория основных элементов музыки» (рукопись)
1926 - «Якутская народная песня», (Музыковедческий труд). «Музыка и революция» 1926. № 10
1926 - 1928 - «Русская соната. Опыт тематического анализа фортепианных и инструментальных сонат русских авторов» (рукопись)
1927 - «Песни Крыма», (Музыковедческий труд). «Информационный бюллетень» 1927. № 19, 20
1927 - «Сергей Василенко и его альтовая соната», (Музыковедческий труд)
1927 - «Песни Северной Осетии. Историко-этнографические очерки, теоретический и метро-тектонический анализ песен и обработка легенд, связанных с содержанием данных песен»
1927 - «Песни Карачая» (материал рукописи вошёл в многочисленные статьи Д. Р. Рогаль-Левицкого)
1928 - «Песенное творчество Осетии». «Советское искусство». 1928. № 4 ,(Музыковедческий труд)
1928 - «Песенное творчество карачаевцев». «Советское искусство». 1928. № 3,(Музыковедческий труд)
1930 - «Инструменты современного оркестра». «Современная партитура». М., 1930
1930 - 1932 - «Техника искусства оркестровки. Материалы и записи, подбираемые для полного методического курса оркестровки» (рукопись)
с 1931 по 1938 годы работал в музыкальной редакции Музгиза.
1934 - новая редакция «Практического руководства по инструментовке» Э. Гиро (впервые напечатано в России в 1892; перевод Г. Э. Конюса).
1935 - «Курс чтения партитур Глеба Таранова» (Полная редакция и обработка). М., 1935
1938 - перевод книги «Техника современного оркестра» Ш. М. Видора. М., 1938, II издание - в переводе на китайский язык, 1958-1959, 1960, дополненное сведениями о последних усовершенствованиях и технических возможностях инструментов, а также анализами многих партитур русских композиторов, долгое время использовалось как учебное пособие в области инструментоведения.
1953 - 1956 - «Современный оркестр» в 4 тт. 1953-1956, перевод на китайский язык - 1962.
1961 - «Беседы об оркестре». - М.: Музыка, 1961. - 287 с.
1961 - «Мимолетные связи», воспоминания о С. С. Прокофьеве. Сб. «Сергей Прокофьев. К 110-летию со дня рождения» / Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2001.
1962 - 12 монографий по инструментовке. «Перечень главнейших работ», 18 апреля 1962 г. - ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 16.
«Мой первый учитель композиции», воспоминания о А. Т. Гречанинове. (Не опубликованы)
Автобиографический роман: «50 лет в когтях у музыки: тягостные воспоминания о бесславно прожитой жизни». ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 351. Ед. хр. 740
«Пожелтевшие страницы». ГЦММК. Ф. 351. Ед. хр. 540
Семья Дмитрия Рогаль-Левицкого
Жена - Тамара Николаевна Рогаль-Левицкая (1910-1999), пианистка, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР. Окончила Московскую консерваторию по классу Л. Н. Оборина. В 1960-1975 годах возглавляла Школу-семилетку имени Гнесиных