Ромашов Борис Сергеевич

Борис Ромашов родился 30 июня 1895 года в городе Санкт-Петербург. Появился на свет в актёрской семье. Отец - Сергей Максимович Ромашов - в 29 лет умер от чахотки. Мать - Екатерина Васильевна, «очень энергичная женщина, образованная всесторонне, актриса и музыкантша», выступавшая под псевдонимом Мещерская - переехала в Киев, где работала в театре Соловцова. Получил образование в Московском университете. Как актёр и режиссёр он стал выступать с 1916 года, а как журналист - с 1922 года.

В годы учебы в 1 Киевской гимназии Ромашов участвовал в любительских спектаклях, занимался живописью. К этому времени относятся первые литературные опыты - в основном стихи. Окончив гимназию в 1915, Ромашов поступил на юридический факультет Московского университета, но «учился в нем мало и нерадиво». Одновременно с учебой Ромашов работал в профессиональном театре, где много играл. Кроме работы в театре Ромашов посещал различные литературные кружки, занимался журналистикой: писал театральные рецензии и фельетоны в стихах.

В 1920 году Ромашов стал актером и режиссером 1-го Советского театра в Пятигорске, открыл свою драматическую студию, работал в газете «Терек», где и была написана его первая серьезная драма «Федька-есаул» в 1924 году и посвящена Гражданской войне 1918-1920 годов. Борис Ромашов сыграл большую роль в формировании советской сатирической драматургии.

В 1922 году Ромашов переехал в Москву. Работал как рецензент, был заведующим театральным отделом «Известий», режиссером и завлитом в театре «Комедия».

В 1925-1927 годах Ромашов был режиссером Театра Революции, где шли его пьесы.

    Первая увидевшая сцену пьеса Ромашова - «Федькасаул» - была написана по заданию Главполитпросвета в 1923 году. В декабре 1924 года драма была показана Студией Малого театра. Пьеса была посвящена Гражданской войне. Сам драматург говорил о ней: «Мне приходилось бывать в станицах в эти годы, и моих наблюдений накопилось достаточно, чтобы передать виденное и слышанное в драматической форме». «Ликвидация добровольческих банд на юге России и победа Красной Армии, классовые противоречия, ярко вскрытые Гражданской войной, богатое казачество и батраческие силы - вот стержень на котором построено содержание пьесы Ромашова», - писал один из рецензентов. Пьеса Ромашов оказалась среди первых советских пьес о современности.

В 1925 году в Театре Революции была поставлена сатирическая комедия Ромашова «Воздушный пирог». В бытовой комедии о нэпе Ромашов вывел на сцену новых для театра персонажей: «разных дельцов-бизнесменов, копировавших американских капиталистических воротил и спекулянтов». Современная злободневная пьеса пользовалась большим успехом - за короткое время она была представлена более 150 раз.

Следующая сатирическая комедия Ромашова «Конец Криворыльска» была написана специально для Театра Революции. Драматург хотел «показать в пьесе борьбу нового со старым и победу нового. Недаром в конце старый Криворыльск переименовывается в Ленинск».

Последней пьесой Ромашова для Театра Революции оказалась комедия «Матрац». «Хотелось написать комедию с элементами народного фарса, - вспоминал Ромашов - Но мне не удалось ее "добить", доделать до конца». Постановка пьесы оказалась неудачной.

В течение всей работы в Театре Революции устремления драматурга, с юных лет приверженца традиционного театра, сталкивались со стилем режиссуры учеников и соратников Вс.Мейерхольда, которые ставили его пьесы. Постановки, режиссерские и художнические решения его пьес вызывали постоянное недовольство Ромашова. После неуспеха «Матраца» отношения Ромашова с Театром Революции были разорваны.

В феврале 1929 года на сцене Малого театра была показана новая пьеса Ромашова - драма «Огненный мост», пьеса об интеллигенции и революции. Спектакль пользовался большим успехом - в репертуаре театра он держался 10 лет. Ромашов стал постоянным драматургом Малого театра, для него театр стал «подлинно вторым университетом, большой серьезной школой». В тридцатые годы в Малом театре были поставлены пьесы Ромашова «Смена героев», «Бойцы», «Родной дом».

В 1940-1945 годах Ромашов для Театра железнодорожного транспорта написал комедии «Со всяким может случиться» и «Знатная фамилия».

В 1947 году Малый театр поставил пьесу Ромашова «Великая сила». Пьеса была удостоена Сталинской премии 1 степени и посвящалась «борьбе с космополитизмом», «борьбе за приоритет советской науки». 20 лет Ромашов преподавал в Литературном институте, руководил семинаром по драматургии. Постепенно усилиями Ромашова был создан факультет драматургии.

В историю советской драматургии и театра Ромашов вошел прежде всего как комедиограф, автор «Воздушного пирога» и «Конца Криво-рыльска» - первых бытовых сатирических комедий в советском театре. По определению своего друга, постановщика многих его пьес на сценах Москвы и Ленинграда Н.В.Петрова, Ромашов был, прежде всего «требовательный и великолепно знающий театральную машину, профессионал - технолог - мастер».

    Борис Сергеевич Ромашов скончался 6 мая 1958 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

05.05.2018
  • Российский Режиссер
  • Драматург

Дата рождения: 30 июня 1895 года (128 лет назад)
Дата смерти: 6 мая 1958 года (65 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.