Рождественский Геннадий Николаевич

Российский дирижер. Пианист и композитор. Педагог. Музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный и Заслуженный артист России. Лауреат различных Государственных премии России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».


Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской. С 1945 по 1947 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе-колледже имени Гнесиных по классу фортепиано у самой Елены Гнесиной.

В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского как пианист. После этого Геннадий Николаевич поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно, учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, а через три года и аспирантуру при ней.

За период обучения в консерватории Рождественский руководил студенческим оркестром. В это же время началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов в городе Берлин. В 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.

До 1960 года Рождественский выступал дирижером Государственного академического Большого театра, где руководил музыкальным сопровождением балетов «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лебединое озеро» Петра Чайковского, «Сказ о каменном цветке» Сергея Прокофьева.

С 1965 по 1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, Рождественский участвовал в постановках балетов «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, «Спартак» Арама Хачатуряна, а также впервые на отечественной сцене Геннадий Николаевич поставил знаменитые оперы «Человеческий голос» композитора Франсиса Пуленка и »Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена.

Рождественский до 1974 года являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. С 1974 года н а протяжении одиннадцати лет занимал должность музыкального руководителя Московский государственный академический Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского.

Свою работу в родной стране Рождественский успешно совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это получил лично от председателя Совета министров Алексея Косыгина. С 1974 по 1977 год работал дирижером шведского Королевского филармонического оркестра Стокгольма. С 1978 по 1981 год выступал главным дирижером симфонического оркестра британской вещательной корпорации «Би-би-си». С 1980 по 1982 год усердно руководил австрийским Венским симфоническим оркестром.

Параллельно с этим, до 1982 года дирижировал в Государственном академическом Большом Театре, принимал участие в постановках оперных спектаклей «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича и «Обручение в монастыре» Сергея Прокофьева. С 1983 по 1991 год Геннадий Николаевич Рождественский возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры Советского Союза, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.

Указом Президента Советского Союза Михаила Сергеевича Горбачева от 18 октября 1990 года за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность Рождественскому Геннадию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1991 года на протяжении четырех лет работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма. В сезоне 2000-2001 годов являлся художественным руководителем Государственного академического Большого Театра.

Геннадий Николаевич в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау, симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Токио, Исландским симфоническим оркестром и многими другими коллективами. Вместе с ними Рождественский записал более семисот пластинок и музыкальных дисков.

Российский дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия композиторов: Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, познакомил отечественную публику со многими ранее неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга.

Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория «Заповедное слово русскому народу», написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.

С 2012 года работал в качестве музыкального руководителя Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Покровского. На этой сцене 15 апреля 2016 года при участии Рождественского в качестве дирижера-постановщика состоялась премьера оперы композитора Николая Римского-Корсакова «Сервилия».

Кроме самих выступлений с концертами, Рождественский успевал преподавать на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, где сначала являлся профессором, а затем стал заведующим кафедрой.

В июне 2017 года Рождественский открыл цикл «Истории с оркестром» с Государственным академическим оркестром России имени Евгения Федоровича Светланова. Геннадий Рождественский выступал автором ряда сочинений по искусству дирижирования: «Дирижерская аппликатура», эссе о музыке «Мысли о музыке», «Преамбулы», аналитических работ об оркестровке, а также книг «Треугольники» и «Мозаика».

Геннадий Николаевич Рождественский скончался 16 июня 2018 года в Москве после продолжительной болезни. Отпевание и кремация прошли 19 июня. Урна с прахом музыканта захоронена на двадцатом участке Введенского кладбища в могиле его матери.


Семья Геннадия Рождественского

Отец - Николай Павлович Аносов (1900-1962), дирижер, педагог, историк и теоретик дирижирования, композитор, пианист, музыкальный критик и переводчик иностранной литературы о музыке. Заслуженный деятель искусств России.
Мать - Наталья Петровна Рождественская (1900-1997), оперная певица. Народная артистка России.

Жена - Виктория Валентиновна Постникова (род. 1944), пианистка. Народная артистка России.

Награды и Признание Геннадия Рождественского

Почетные звания:

Заслуженный артист России (15 сентября 1959 года) - за заслуги в области советского искусства

Народный артист России (24 мая 1966 года) - за заслуги в области советского искусства

Народный артист СССР (25 мая 1976 года) 

Государственные награды Российской Федерации и СССР:

Герой Социалистического Труда (18 октября 1990 года) - за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 февраля 2017 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю плодотворную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2011 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства, многолетнюю педагогическую и творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (31 января 2007 года) - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 апреля 2001 года) - за большие заслуги в развитии отечественного музыкального искусства

Орден Ленина (18 октября 1990 года) - за выдающийся вклад в развитие советского музыкального искусства и плодотворную педагогическую деятельность

Орден Трудового Красного Знамени (27 октября 1967 года) - за заслуги в развитии советского искусства, активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся и многолетнюю плодотворную работу в учреждениях культуры

Орден Трудового Красного Знамени (4 мая 1981 года) - за заслуги в области советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Премии:

Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года (в области театрального искусства, 9 апреля 1970 года) - за балетный спектакль «Спартак» в Государственном академическом Большом театре Союза ССР

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области музыкального и хореографического искусства, 27 мая 1996 года) - за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе», «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»

Иностранные награды:

Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1972)
Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003)
Орден Восходящего солнца 3 класса (Япония, 2002)
Почетный командор Превосходнейшего ордена Британской империи (2014)

Прочее:

Почетный член Шведской королевской музыкальной академии (1975)
Почетный академик Английской Королевской академии музыки (1984)
Гран-при фирмы «Chant du Mondе» за многочисленные записи
Диплом Академии Шарля Кро в Париже (1969) - за исполнение всех симфоний Прокофьева
Золотая медаль Г. Рождественского (Ярославский симфонический оркестр, 2011)
Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»

03.05.2018
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.