Рязанова Раиса Ивановна

Раиса Рязанова родилась 31 октября 1944 года в городе Петропавловск республика Казахстан. Детство у нее было очень непростое. Она родилась внебрачным ребенком. Ее мама, женщина из русской деревни, добровольно отказалась от мужчины, зная, что у него семья и шестеро детей. Ее мама не имела отношения ни к кино, ни театру, но жила она только ради своей девочки стараясь ей помочь.

Рязанова сначала закончила Рязанское музыкально-педагогическое училище по классу баяна и даже целый год преподавала в музыкальной школе, но в Рязани тогда был прекрасный драматический театр. И как-то раз, придя на спектакль «Ромео и Джульетта», девушка пропала. Влюбилась в Ромео, и для нее белый свет померк, и все немило стало: на уроке, дома она все думала про спектакль. Воображала себе, как бы она сыграла в той сцене, или в этой. Потом решила поехать в Москву, поступать в театральный, чтобы доказать Ромео. Мечтала: вот окончит институт, станет артисткой и приедет в этот театр покорять Ромео, играть Джульетту.

Конечно же это был решительный поступок: из Рязани - и сразу на экзамены в ГИТИС. Без влиятельных родственников, без нужных связей, без подготовки. Ни о чем таком Рязанова и понятия не имела. Она просто так и представлялась на экзаменах: «Я - Рая Рязанова из Рязани, и мне 20 лет». До сих пор актриса не может понять, почему ее тогда взяли? Она ведь совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а диалог деда Щукаря с Давыдовым из «Поднятой целины» Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре еще и вдруг напрочь текст забыла. Пришлось монолог досказывать своими словами. Казалось бы, надежд на поступление совсем никаких, но нет, - удача: к своему величайшему изумлению будущая актриса нашла свою фамилию в списках. Наверное, педагоги подошли к девушке из Рязани не формально, просто заглянули глубже.

Здесь, в стенах института, Раиса Рязанова встретила свою любовь. Уже на втором курсе она вышла замуж за сокурсника. Глянули они тогда друг на друга, и все сразу стало понятно. На четвертом курсе у Раисы родился сын Даниил, а вскоре она ушла от мужа.

К тому времени молодая актриса уже снималась в кино. Ее дебютом стала главная роль в картине «Гуля Королева» режиссера Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота». И вот, однажды на съемках Раиса встретила человека, который сразу же покорил ее сердце. Ну что поделать, вот такая влюбчивая она была. А мужа обманывать – не в ее правилах. Вернувшись, так и сказала: «Все, я люблю и больше так жить не могу». Он уговаривал ее остаться, но Раиса осталась непреклонной.

Бывший муж Раисы затем завел новую семью, а у нее так ничего и не вышло. Она вспоминает: «С той моей любовью все как-то тянулось десять лет, а потом как бы и кончилось»

В 1969 году Раиса Рязанова окончила ГИТИС. Попробовала устроиться в театр Маяковского, но ей заявили, что в этом году никого не берут. Больше она никуда и не пошла, благо, что кинематограф уже обратил внимание на молодую актрису.

И пошло, и пошло…. Съемки, съемки, съемки. Когда уезжала, просила кого-нибудь посидеть с сыном. Такова уж актерская доля. А, возвращаясь, привозила Данилке чемоданы книжек. «Он весь с ногами влезал в чемодан, рылся и тут же садился читать. Я была так рада!», - вспоминает Раиса Ивановна.

Один фильм за другим. Главные роли чередовались с эпизодами. Она всегда старалась с экрана нести добро людям. А зрители в ответ платили актрисе искренней любовью.

В 1978 году Владимир Меньшов взялся за съемки мелодрамы «Москва слезам не верит». На роль одной из героинь - Тони - режиссер пробовал несколько актрис. Наталья Андрейченко  и Людмила Зайцева не подошли, да режиссер особо на счет них планов и не строил. А Галина Польских сама отказалась от роли. Оставались Нина Русланова и Раиса Рязанова. Владимир Меньшов вспоминает: «Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, попавшей в картину. А Русланова обиделась на нас за то, что ее не взяли».

Если в реальности у Раисы Рязановой с личной жизнью не сложилось, то ее героиня в картине «Москва слезам не верит» оказалась самой счастливой. Встретила любимого человека, вышла замуж, родила детей, обрела настоящее женское счастье. Знаменитую фразу Тони, удачно сказанную актрисой, постоянно цитировали: «Хорошего мужика самой делать надо, а не готовым получать».

О том, какой ошеломительный успех имела картина, написано немало. Один «Оскар» чего стоит! Многочисленные призы, премии, обожание зрителей. Вот только все это как-то прошло мимо самой Раисы Рязановой. Все лавры в основном доставались двум другим героиням – Вере Алентовой и Ирине Муравьевой. Это они ездили на кинофестивали за границу, это их узнавали на улице. А Раиса Рязанова. Увидев ее, люди при встрече понимали, что ее лицо им знакомо, а вот где, что? А что поделать, она, как и созданный ею образ, была слишком типична, похожа на многих женщин в нашей стране и никак не походила на кинозвезду.

Столь несправедливое распределение славы Раиса Рязанова восприняла спокойно. И зависти к подругам по фильму никакой у нее не было. «Завидовать, – рассуждает Раиса Ивановна, - зачем?! У нас с девочками разные судьбы и амплуа. Мы и внешне разные…»

После роли в фильме «Москва слезам не верит» в кинокарьере Раисы Рязановой мало что изменилось. Она по-прежнему регулярно снималась, играя все тех же «женщин из народа». И пусть ее героини были не столь знамениты, как Тоня, но и они находили отклик у зрителей.

Катя в военной ленте «Фронт в тылу врага», Нина, сестра инспектора Зыкина в драме «Инспектор ГАИ» (эту роль блестяще исполнил Сергей Никоненко), Анастасия в мелодраме «Дамское танго», Галина Павловна, мама Кости Королькова в детской комедии «Утро без отметок», Валентина в мелодраме «Кто войдет в последний вагон» и другие роли. Ежегодно по нескольку фильмов. Какие то более удачные, какие то менее. Но во всех Раиса Рязанова оставалась очень естественной, близкой и понятной зрителю.

Был у Раисы Рязановой в жизни и тяжелый период. В постперестроечной время, когда кино снималось только об аферистах, новых русских и бандитах, образ «настоящей женщины» оказался невостребованным. Эпизодические же роли от нищеты не спасали. Но Раиса Ивановна не отчаивалась и в депрессию не впадала. А какая депрессия, если сына поднимать надо? Да и самой жить.

Русские женщины всегда славились силой воли и жаждой к жизни, вот и Раиса Ивановна не стала пенять на судьбу, а сдала свою квартиру и занялась частным извозом, ведь вождение машины всегда было ее любимым занятием. Пассажиры ее узнавали, а она стыдилась. Ей приходилось прятать глаза и лгать, что просто похожа на известную актрису. В 2003 году получила награду «Автоледи–2003».

Раису Рязанову, впрочем, как и многих возрастных актеров, спасла эпоха сериалов. Года с 2001-го ей стали предлагать роли обычных простых и добрых женщин.

Большой удачей актрисы стала роль тети Маши в драме «Требуется няня» (2005). Раисе Рязановой сразу же понравился сценарий, привлекла ее героиня. Роль тети Маши оказалась ей близка. Уже в сценарии чувствовалось, что за этим образом стоит судьба. А Раиса Рязанова наполнила свой персонаж, сделала его живым, многогранным.

Успешными были и съемки в сериале «Не родись красивой». Актриса сыграла роль Ольги Уютовой, правой руки гениального дизайнера Милко. Сама Раиса Ивановна признается, что когда попала в сериал, не представляла, что это за труд. Работали каждый день до ночи, а то и в ночь. Работали на износ, но это того стоило - сериал имел огромный успех у зрителей.

Сегодня Раиса Рязанова снимается даже чаще, чем в удачные 70-е - 80-е. Это не удивительно, ведь на таких, как она кино и держится. Вновь и вновь актриса создает полнокровные живые образы: Антонина Архипова, мать Кости в сериале «Час пик», Галина Васильевна, экономка дома Крижевских в сериале «Ангел-хранитель», домработница Глаша в сериале «И все-таки я люблю...», мама Татьяны в фильме «Поцелуй не для прессы». Ведь работа - это главное, что приносит ей радость в жизни.

А с 2005 года она наконец попробовала свои силы в театре. Молодой режиссер Александр Мохов пригласил Раису Рязанову в свой спектакль «Кукла для невесты» на роль Андреевны. По её мнению работать на сцене гораздо тяжелее, чем в кино. Но играть на сцене ей очень интересно.

В 1993 году получила звание Заслуженной артистки России. Народной артисткой России стала в 2005 году. Лауреат Государственной премии СССР в 1981 году за роль в фильме «Москва слезам не верит».

В настоящее время работает в Театре-студии под руководством Олега Табакова.

В 2014 году вела ток-шоу «Дело ваше» на Первом канале.

01.12.2017
Связанные новости и события
  • 22.09.2015
    22 сентября 2015
    Трагикомедия Аккомпаниатор в Чехов-Центре
    Трагикомедия Аккомпаниатор представлена на сцене Чехов-центра 22 сентября 2015 года. Лучшие русские актеры рассказали трогательную, пронзительную в своей современности, историю любви, судьбы, радости прощения, подарили огонек душевного тепла, который привнес в жизнь новые краски.
  • 11.02.1980
    11 февраля 1980
    Премьера фильма «Москва слезам не верит» на Советских Телеэкранах
    Премьера на телевидении мелодрамы «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова состоялась 11 февраля 1980 года. Лидер проката 1980 года в СССР, его посмотрели около 90 миллионов зрителей. Премьера состоялась в конце 1979 года в московском кинотеатре «Звездный». В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.
  • 15.09.1977
    15 сентября 1977
    Фильм «Белый Бим Черное ухо» вышел на экраны
    Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Черное ухо», режиссера Станислава Ростоцкого 15 сентября 1977 года вышел на советские экраны. Картина является экранизацией одноименной книги Гавриила Троепольского. Лента была номинирована на кинопремию «Оскар» в 1979 году как лучший фильм на иностранном языке.
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим

email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.