Российский театральный режиссер. Первая в мире женщина: оперный режиссер. Театральный деятель. Публицист. Драматург. Педагог. Народная артистка СССР и РСФСР. Заслуженная артистка РСФСР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии. Является основателем шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей.
Наталия Сац родилась 27 августа 1903 года в городе Иркутск. Воспитывалась в творческой семье певицы и виолончелиста. С ранних лет предпочитала воспринимать все только через музыку. Описывать с помощью музыки, постигать, понимать. Неудивительно, что она обладала тонким слухом, сильным артистическим воображением и ярким темпераментом.
После смерти отца Наталия каждое лето проводила в Крыму на землях, принадлежащих труппе московского художественного академического театра, где работал ее отец. Лето 1914 года запомнилось Сац тем, что вместе с Евгением Вахтанговым готовила сценарий и постановку юбилейного представления в честь юбиляра-именинника Ивана Михайловича Москвина.
Вернувшись в Москву, Сац впервые всерьез задумывается о театральной карьере. Наталия с увлечением постигала законы сцены, искусство движения и жеста, голоса и мимики, танца и пластики в музыкальном техникуме имени Александра Скрябина. Позднее, окончила театроведческий факультет Российского института театрального искусства. Параллельно, играла в молодежной театральной студии имени Грибоедова.
В ту же пору Сац мечтала создать хотя бы маленький детский театр в память об отце. Обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек, которые он так любил. И неожиданно эта нелепая на первый взгляд идея нашла поддержку у чиновников нового правительства, у самого народного комиссара Анатолия Васильевича Луначарского.
В 1918 году по инициативе Наталии Сац создан первый театр с репертуаром для детей: Детский театр Моссовета. С 1921 года являлась директором и художественным руководителем Российского академического молодежного театра. Среди интересных постановок можно выделить: «Негритенок и обезьяна», «Сережа Стрельцов», «Золотой ключик». В 1930-е годы Сац приглашали ставить спектакли за рубежом. Большой успех имели ее постановки опер «Фальстаф» в Берлинском «Кролль - театре» и «Свадьба Фигаро» в Аргентинском оперном «Театро колонн» в 1931 году.
Наталия Ильинична 21 августа 1937 года оказалась арестована по статье «Член семьи изменника Родины». В том же году постановлением Особого совещания при народном комиссаре НКВД приговорена к 5 годам лагерей. Отбывала срок в Рыбинском лагере в Ярославской области, где назначена руководителем лагерной самодеятельности.
В августе 1942 года Сац освободили, но оставили на поселении близ города Рыбинск. Не имея возможности работать в Москве, в 1943 году уехала в Алма-Ату, Казахстан, где создала театральную студию. В 1944 году на базе этой студии организован первый казахский Театр для детей и юношества, в котором Сац стала главным режиссером. Там поставила «Красную шапочку», «Двенадцатую ночь» и «Двух веронцев».
После реабилитации в конце 1950-х годов Сац вернулась в Москву, где заняла должность главного режиссера Всероссийского гастрольного театра. Затем назначена заведующей детским отделом Московской эстрады. В этот период Наталия Ильинична защитила диссертацию на соискание ученой степени «кандидат искусствоведения».
С 1962 года являлась членом Союза писателей СССР. В 1964 году создала первый в мире Московский Государственный детский музыкальный театр, где вскоре заняла пост художественного руководителя. Среди постановок: «Три толстяка», «Мальчик-великан», «Мастер Рокле», «Волк и семеро козлят», «Волшебная флейта», «Король Лир», «Золотой остров».
В 1975 году Сац присвоили звание «Народный артист Советского Союза». Нескончаема ее напряженная концертная деятельность, как режиссера-постановщика. В 1977 году поставила в Саратовском оперном театре оперу Кабалевского «Петя и волк», побывала на гастролях в немецких городах Берлине и Лейпциге, а также в Канаде и Соединенных Шатах Америки.
Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 26 августа 1983 года Сац Наталии Ильиничне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Наталия Сац внесла большой вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей. Выступала автором пьес, либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам музыкального воспитания. В начале 1980-х годов занималась преподавательской деятельность, являясь профессором в Российском институте театрального искусства.
Наталия Ильинична Сац умерла 18 декабря 1993 года в Москве. Похоронена великий театральный режиссер на Новодевичьем кладбище столицы.
Награды и Признание Наталии Сац
Герой Социалистического Труда (1983)
Заслуженная артистка России (1933)
Народная артистка России (1967)
Народная артистка СССР (1975)
Государственная премия СССР (1972) - за постановку музыкальных спектаклей «Три толстяка» (по Ю. К. Олеше, композитор В. И. Рубин), «Мальчик-великан» (музыка Т. Н. Хренникова), «Сестры» (музыка Д. Б. Кабалевского) - за произведения для детей
Ленинская премия (1982) - за постановку спектаклей и концертных программ последних лет в МГАДМТ. (Премия за произведения литературы и искусства для детей)
Премия Ленинского комсомола (1985) - за выдающиеся заслуги в эстетическом воспитании детей и юношества
Премия Совета Министров СССР (1979)
Орден Ленина (1983)
Орден Октябрьской Революции (1989)
Орден Трудового Красного Знамени (1973)
Орден Дружбы народов (1978)
Кандидат искусствоведения (1962).
Московский театр для детей
1921 - «Жемчужина Адальмины» И. Новиков по сказке З. Топелиуса (совм. с Н. Волконским)
1925 - «Японские сказки» С. Шервинского
1927 - «Мистер Бьюбль и червяк» С. Заяицкого
1927 - «Негритенок и обезьяна» (пантомима) Н. Сац и С. Розанова
1928 - «Алтайские робинзоны» Н. Шестакова
1928 - «Фриц Бауэр» В. Селиховой и Н. Сац (совм. Б. Райхом)
1928 - «Детская эстрада» А. Барто и Н. Агнивцева
1929 - «Про Дзюбу» Н. Сац
1929 - «Аул Гидже» Н. Шестакова
1930 - «Ребячий фронт» А. Барто, Г. Владычиной, В. Любимовой, Н. Павлович
1930 - «Как Колька Ппнкин ездил в Бразилию» Д. Хармса
1931 - «Бузонада» Л. Бочина
1931 - «Я - мало, мы - сила» (танцевальный спектакль) (совм. с Э. Мэй)
1932 - «Крекинг» Н. Шестакова
1933 - «Брат» Н. Шестакова
1934 - «Мик» Н. Шестакова
1935 - «Эмиль и его товарищи» Э. Кестнера
1935 - «Сережа Стрельцов» В. Любимовой (совм. с В. Д. Королевым)
1936 - «Золотой ключик» А. Н. Толстого (совм. с В. Королевым)
Алма-Атинский театр юного зрителя
1945 - «Красная шапочка» Е. Шварца
1947 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира
1948 - «Два капитана» по В. Каверину
1948 - «Молодая гвардия» по А. Фадееву
1949 - «Два веронца» У. Шекспира
Московский детский музыкальный театр
1967 - «Три толстяка» по сказке Ю. К. Олеши
1970 - «Мальчик-великан» по пьесе «Мик» Н. Шестакова
1981 - «Ма́стер Ро́кле»
1986 - «Волк и семеро козлят» по одноименной сказке братья Гримм
1989 - «Волшебная флейта» (опера-зингшпиль) Моцарта
1991 - «Король Лир» У. Шекспира
1993 - «Золотой остров» (опера) М. Броннера
Саратовский театр оперы и балета
1954 - «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
1977 - «Петя и волк» (симфоническая сказка) С. Прокофьева
Казахский театр оперы и балета
1944 - «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини
Фильмография
1976 - Петя и волк (фильм-спектакль) -ведущая
1983 - Синяя птица (фильм-спектакль) - вступительное слово (режиссер)
Участие в фильмах
1982 - История деревянного человечка (документальный)
1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
Автор книг
«Театр для детей» (1925, совместно. с С. Розановым)
«Наш путь» (1932)
«Дети приходят в театр» (1961) - о рождении театра для детей, о театре как разумном развлечении и средстве этического и эстетического воспитания
«Всегда с тобой» (1965) - о роли музыки в детском театре, о встречах с деятелями искусства
«Илья Сац» (1968).
«Новеллы моей жизни» (1984-1985)
«Жизнь - явление полосатое» (1991, изд. «Новости»), автобиография
«Мать детских театров мира» - звание, единогласно присужденное Н. И. Сац на первом заседании международного центра Международной Ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ).
После смерти Н. И. Сац ее имя получили созданные ей Московский государственный академический детский музыкальный театр и Государственный академический русский театр для детей и юношества в Алма-Ате.
В 2003 году перед зданием Московского государственного академического детского музыкального театра в Москве установлен памятник Н. И. Сац. На памятнике фигура она изображена с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка[6].
В честь нее названа московская школа № 626; в этой школе располагается посвященный ей музей «За Синей Птицей…»
В Московском музыкальном театре имени Н. И. Сац есть мемориальный кабинет Н. И. Сац, в фойе театра развернута экспозиция, посвященная ее жизни и творчеству.
Отец - Илья Александрович Сац (1875-1912), композитор, дирижер, виолончелист.
Мать - Анна Михайловна Щастная (?-1941), оперная певица.
Тетя - Наталья Александровна Розенель (1902-1962), актриса.
Дядя - Алексей Михайлович Щастный (1881-1918), российский военно-морской деятель. Капитан 1-го ранга.
Сестра - Нина Ильинична Сац (1904-1924), поэтесса.
Первый муж - Сергей Григорьевич Розанов (1894-1957), детский писатель.
Сын - Адриан Сергеевич Розанов (1923-1996), журналист, поэт.
Второй муж - Николай Васильевич Попов (1889-1938), торгпред СССР в Германии, председатель Торгбанка СССР.
Дочь - Роксана Николаевна Сац (урожденная Ксения Николаевна Попова, род. 1927), педагог, либреттист, с 1969 - заведующая литературно-педагогической частью театра имени Н. И. Сац. Ее муж - актер Центрального детского театра Юрий Михайлович Карпов (1927-1989).
Внук - Михаил Юрьевич Карпов (род. 1954), пианист.
Третий муж - Израиль Яковлевич Вейцер (1889-1938), народный комиссар внутренней торговли СССР.
Четвертый муж - Дмитрий Водопьянов, скрипач.
Сын - Илья Дмитриевич Сац (род. 1946), артист цирка.