Семенова Марина Тимофеевна

Российская балерина. Народная артистка СССР. Балетмейстер Большого Театра России. Герой Социалистического Труда СССР. Икона русского балета и роковая красавица. Учитель Майи Плисецкой, Николая Цискаридзе и целой плеяды талантливых артистов балета. Являлась первой ласточкой отечественного балета, выступившей на подмостках парижского театра Гранд-Опера.


Семенова Марина родилась 12 июня 1908 года в городе Санкт-Петербург. Девочка выросла в многодетной семье простых служащих с очень скромным достатком. Глава семейства умер и вскоре мать вышла замуж за доброго и порядочного человека, бывшего моряка, трудившийся на одном из заводов. Первой незаурядные способности девочки заметила подруга матери Екатерина Карина, бывшая балерина, обучавшая детей азам танцевального искусства. Семенова вместе с сестрой Валерией посещала кружок Кариной, и та опытным глазом мгновенно оценила ее невероятную гибкость, посоветовав родителям отдать дочь в балетную школу.

В возрасте десяти лет Марина Тимофеевна пришла в хореографический техникум. Оглядев маленькую девочку, придирчивые члены комиссии вынесли неутешительный вердикт: отказать. Лишь настойчивость одного из педагогов, артиста балета Виктора Семенова, заявившего, что «Семеновых в балете должно быть больше», Марина бы ушла домой ни с чем. Но ее приняли и определили в интернат при учебном заведении.

Семенова попала в класс к замечательной наставнице, матери Галины Улановой, Марии Романовой. Женщина с первых же занятий поняла, что в ее руки попал алмаз, который при надлежащей огранке обязательно превратится в ценнейший бриллиант. Вскоре понимание, что Марина является танцовщицей от бога, пришло к бывшим строгим экзаменаторам, вначале отказавшим ей. Девочку перевели с первого класса стразу в третий, где ее новой наставницей оказалась Агриппина Ваганова, которую юные балерины боялись как огня.

Женщина славилась крутым нравом и наказывала за малейшие провинности. Марина Семенова, проведя в классе несколько занятий вскоре поняла, что Агриппина Яковлевна - вторая мама. Позже именитая балерина так и называла Ваганову, с которой дружила до конца ее жизни.

В тринадцать лет состоялся дебют, когда девушка получила первую роль в балете «Волшебная флейта». Вторая партия досталась Марине Семеновой в балете «Сильвия»: ей доверили роль Повелительницы дриад. Но первые две роли оказались лишь предисловием к настоящему сценическому дебюту. Ей доверили партию в балете «Дон-Кихот», где блистала прима Большого театра Викторина Кригер. Юная Марина оказалась не хуже именитой москвички.

Диплом любимой ученице Вагановой вручили в 1925 году. Специально для фаворитки наставница возобновила балет Делиба «Ручей». Партию феи Марина исполнила не на ученической сцене, а на подмостках Мариинского театра. Эта роль стала значимой вехой в биографии Семеновой, ведь после ее исполнения танцовщицу зачислили в труппу Мариинского театра. На его подмостки балерина выходила на протяжении пяти лет.

Приход Марины Семеновой в «Мариинку» оказался триумфальным и окончательно поломал устоявшуюся традицию: артистка «перескочила» первую обязательную ступень всех новичков - миновала работу в кордебалете. О такой стремительной карьере в свое время не мечтала даже звездная Анна Павлова, блиставшая на этой сцене. Семеновой с первых дней доверили ведущие партии. В «Лебедином озере» сыграла Одетту-Одиллию, в «Спящей красавице» Аврору и Флорину, в «Баядерке» воплотила Никию. Партнером танцовщицы на сцене, а затем и в супружеской жизни стал тот самый наставник и однофамилец Виктор Семенов.

В 1930 году начался постепенный перевод труппы в Москву. Марина и Виктор Семеновы переехали на подмостки Большого театра. В начале сентября того же года имя будущей легенды отечественного балета впервые появилось на афишах. Артистка выступила в главной партии: Никии в «Баядерке» хореографии Мариуса Петипа. На выступления балерины мгновенно ставшей примой Большого, приходили высшие чины и члены правительства с супругами. Во многом благодаря ей балет провозгласили одним из главных искусств Советского Союза.

Бриллиантом российского балета похвалился Анатолий Луначарский в разговоре с Сергеем Дягилевым во время пребывания в Париже. Стефан Цвейг, увидевший Семенову впервые на сцене московского Большого Театра, испытал сильнейшее потрясение. О гениальной балерине, сыгравшей партию Лебедя в спектакле «Лебединое озеро» написал в своих мемуарах.

Узнав о танцовщице, чье мастерство поражало всех искушенных балетоманов, премьер Парижской оперы и теоретик танца Серж Лифарь пригласил Марину Семенову выступить на сцене Гранд-Опера. Советские чиновники, скрепя сердце, одобрили гастроли, хотя Клим Ворошилов противился до последнего. Он являлся убежденным противником поездок артистов за рубеж, полагая, что там они и останутся. Переубедил Ворошилова Лазарь Каганович.

Настоящий триумф Марины Семеновой, выступившей на легендарных подмостках французской столицы в партии Жизель, оказался предсказуем. Ее партнером выступал сам Лифарь. Газеты захлебывались в похвале советской звезде, назвав ее Жизель «шедевром балетного искусства».

Триумфальное шествие Марины Семеновой оборвалось в 1937 году, когда в колесо репрессий и сталинских чисток попал второй муж балерины, посол в Турции Лев Карахан. После его расстрела артистке чудом удалось избежать участи супруга. Лишь мировая известность спасла ее от ареста и гибели. Путь на зарубежные гастроли для артистки закрыли, но на сцену она продолжила выходить.

Милость и награды власти вернулись к приме Большого театра в годы войны. В 1941 году танцовщице вручили Сталинскую премию, а в победном 1945 году Марина Семенова вышла на сцену с коронным номером: исполнила вальс в спектакле «Иван Сусанин».

Танцевальная карьера Семеновой завершилась в 1952 году. С 1953 года на протяжении более сорока лет Марина Тимофеевна преподавала и работала репетитором в Большом театре. Среди ее учеников можно выделить: Майю Плисецкую, Римму Карельскую, Марину Кондратьеву, Надежду Павлову, Галину Степаненко, Николая Цискаридзе.

В 1975 году Семенова стала Народной артисткой Советского Союза, а в 1988 году удостоилась почетного звания Героя Социалистического труда СССР.

С 1997 года легенда балетного искусства стала профессором Российского института театрального искусства. Марина Тимофеевна Семенова трудилась до девяноста пяти лет, а ее учеников принято называть «Семеновским полком».

    В мае 1998 года Семенова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством», а в 2004 году получила премию Президента России «За выдающиеся заслуги в области хореографического искусства» и премию Фонда имени Улановой «За беззаветное служение искусству танца». В 2008 году в честь столетнего юбилея балерины в Большом театре прошел фестиваль.

    Марина Тимофеевна Семенова скончалась 9 июня 2010 года в Москве в возрасте 101 года. Похоронена великая балерина на десятом участке Новодевичьего кладбища столицы.


Семья Марины Семеновой

Отчим - Николай Шелоумов, рабочий.

Первый муж - однофамилец балерины Виктор Александрович Семенов (1892-1944), артист балета, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1939). Брак оказался недолгим.

Первый гражданский муж - Лев Михайлович Карахан (1889-1937), дипломат. В 1937 году арестован, а 20 сентября 1937 года Военной коллегией Верховного Суда приговорен к смертной казни. Расстрелян в тот же день в здании ВКВС (кремирован в Донском крематории; посмертно реабилитирован в 1956).

Второй гражданский муж - Всеволод Николаевич Аксенов (1902-1960), театральный актер, мастер художественного слова. Заслуженный артист России (1947).
Дочь - Екатерина Всеволодовна Аксенова, артистка балета, педагог. Заслуженная артистка России.

Награды и Признание Марины Семеновой

Герой Социалистического Труда (13 июня 1988 года) - за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства

Заслуженная артистка России (1937)

Народная артистка России (1951)

Народная артистка СССР (31 января 1975 года) - за большие достижения в развитии советского хореографического искусства

Сталинская премия второй степени (1941) - за большие достижения в области балетного искусства

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года (13 февраля 2004 года) - за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России

Орден Ленина (13 июня 1988 года)

Три ордена Трудового Красного Знамени:

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (22 мая 1998 года) - за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства

Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2001 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства

Благодарность Президента Российской Федерации (11 октября 2004 года) - за большой вклад в развитие хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность

Знак «175 лет ГАБТ СССР» (1951)

Знак «200 лет ГАБТ СССР» (1976)

Знак «225 лет ГАБТ России» (2001)

Знак «Большой театр» (1981)

Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (1997)

Приз «Бенуа танца» в номинации «За жизнь в искусстве» (2003)

Премия Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004)

Театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2007)

Творчество Марины Семеновой

Репертуар в Мариинском театре

1924 - «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля - Лиза
1925 - «Ручей» Л. Делиба и Л. Минкуса, хореография М. Петипа - Наила
1925 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Повелительница дриад
1925 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа - Принцесса Флорина
1925 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Седьмой вальс и Мазурка
1925 - «Корсар» П. Чайковского, хореография М. Петипа - Невольница
1926 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа - Никия
1927 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа - Принцесса Аврора
1927 - «Крепостная балерина» К. Корчмарева, балетмейстер Ф. Лопухов - Авдотья-душенька
1928 - «Дочь фараона» Ц. Пуни - Аспиччия
1928 - «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа и А. Горского - Царь-Девица
1929 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа - Раймонда

Репертуар в Большом театре

1930 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция А. Горского и В. Тихомирова- Никия
1930 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция А. Горского - Одетта-Одиллия
1930 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, редакция А. Горского - Ману
1930 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа - Принцесса Аврора
1930 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстеры В. Тихомиров и Л. Лащилин - Тао-Хоа
1931 - «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров - Лезгинка
1931 - «Раймонда» А. Глазунова, редакция А. Горского - Раймонда
1931 - «Комедианты», балетмейстер А. Чекрыгин - Кончитта
1931 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Китри
1932 - «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа и А. Горского - Царь-Девица
1933 - «Пламя Парижа» Б. Асафьева, балетмейстер В. Вайнонен - Диана Мирей
1934 - «Эсмеральда» Ц. Пуни, редакция В. Тихомирова - Эсмеральда
1934 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Жизель
1935 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Прелюд
1936 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Мария
1937 - опера «Руслан и Людмила» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров - Волшебная дева
1937 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, редакция А. Мессерера - Одетта-Одиллия
1938 - «Кавказский пленник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Полина
1939 - опера «Иван Сусанин» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров - Нимфа
1939 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Маша - первая исполнительница
1939 - опера «Абесалом и Этери» З. Палиашвили, балетмейстер Д. Джавришвили - Лекури
1941 - опера «Хованщина» М. Мусоргского, балетмейстер Р. Захаров - Персидка
1941 - «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого, балетмейстер Р. Захаров - Панночка
1944 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Уличная танцовщица
1945 - «Раймонда» А. Глазунова, редакция Л. Лавровского - Раймонда - первая исполнительница
1945 - опера «Кармен» Ж. Бизе, балетмейстер Р. Захаров - Морено - первая исполнительница
1945 - опера «Иван Сусанин» М. Глинки, балетмейстер Р. Захаров - Вальс - первая исполнительница
1946 - «Барышня-крестьянка» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Лиза
1947 - «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров - Золушка
1949 - «Мирандолина» С. Василенко, балетмейстер В. Вайнонен - Мирандолина
1949 - «Медный всадник» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Царица бала

Фильмография

1934 - «Настенька Устинова» - танцовщица
1940 - «Концерт-вальс»
1951 - «Большой концерт», адажио из балета «Лебединое озеро» - Одетта

Участие в фильмах

1958 - «Душой исполненный полет»
2003 - «Марина Семенова. Торжество совершенной красоты», режиссер Н. С. Тихонов
2009 - «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная»

09.06.2019
Связанные статьи

Герои Социалистического Труда СССР

Армия

Известные артисты балета

Культура

Знаменитые Танцоры России

Культура

Российский институт театрального искусства - ГИТИС

Общество

Академия русского балета имени Вагановой

Театр

Большой Театр России

Культура

Государственный академический Мариинский театр

Театр

Новодевичье кладбище

Общество

Серж Лифарь

Крупный Деятель Хореографии
Балет

Плисецкая Майя Михайловна

Российская балерина
Культура

Цискаридзе Николай Максимович

Артист балета
Культура

Ваганова Агриппина Яковлевна

Балетмейстер
Культура
  • Российская Балерина
  • Балетмейстер
  • Герой Социалистического Труда

Родился: 12 июня 1908 года (116 лет назад)
Умер: 9 июня 2010 года (14 лет назад)

Герои Социалистического Труда СССР

Армия

Известные артисты балета

Культура

Знаменитые Танцоры России

Культура

Российский институт театрального искусства - ГИТИС

Общество

Академия русского балета имени Вагановой

Театр

Большой Театр России

Культура

Государственный академический Мариинский театр

Театр

Новодевичье кладбище

Общество

Серж Лифарь

Крупный Деятель Хореографии
Балет

Плисецкая Майя Михайловна

Российская балерина
Культура

Цискаридзе Николай Максимович

Артист балета
Культура

Ваганова Агриппина Яковлевна

Балетмейстер
Культура
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.