Шарль-Камиль Сен-Санс
Charles-Camille Saint-Saëns

Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: сюита «Карнавал животных», Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, симфоническая поэма «Пляска смерти», опера «Самсон и Далила».


Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 года в городе Париж, Франция. Отец композитора Виктор Сен-Санс был нормандец и служил в Министерстве внутренних дел, его жена была родом из Верхней Марны. Виктор умер от чахотки, когда Камиль был еще младенцем.

В возрасте трех лет у мальчика обнаружили обнаружился абсолютный слух. Основам игры на фортепиано его обучала двоюродная бабушка, и в возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати. В 10 лет впервые выступал на сцене, исполнил третий фортепианный концерт Бетховена и 27-й концерт Моцарта.

В 1848 году Камиль в возрасте 13 лет поступил в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, которую окончил в 1851 году, получив первую премию. В этом же году продолжает заниматься пением, аккомпанементом, сочиняет хоры, романсы, скерцо для камерных оркестров.

Получил приз за произведение «Ода к святой Цецилии» в 1852 году в конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо. В 1857 году вторично получает премию Общества Святой Цецилии. Знакомится с известными европейскими композиторами и музыкантами - Россини, Гектором Берлиозом, Полиной Виардо, Ференцом Листом. С 1857 года работает органистом при парижской церкви Мадлен.

В свет выходит его сочинение «Прялка Омфалы» в 1871 году, через три года - «Фаэтон», «Пляска смерти», «Юность Геракла». В 1860 году Сен-Санс ездит со своим первым фортепианным концертом по Франции и за ее пределами. С 1861 года пять лет преподавал в школе Нидермейера, среди его учеников были Г. Форе, Э. Жигу, А. Мессаже.

Спустя десять лет вместе с Роменом Бюссином организовывает Национальное музыкальное общество, задачей которого было продвижение французской музыки того времени и исполнение произведений современных композиторов. В 1875 году Русское музыкальное общество приглашает Сен-Санса на концерт в Санкт-Петербург, в качестве дирижера и пианиста, где он знакомится с Н.Рубинштейном и П.Чайковским.

В августе 1921 года состоялся его последний концерт. Присутствующие отметили, что его игра была как никогда яркой и точной, особенно учитывая, что пианисту на тот момент исполнилось уже восемьдесят шесть лет.

Композитор Шарль-Камиль Сен-Санс умер внезапно от инфаркта 16 декабря 1921 года. Тело отвезли в Париж, и после официального прощания был похоронен на кладбище Монпарнас. Среди провожающих композитора в последний путь были видные политические и художественные деятели Франции, а также его вдова, Мария.


Основные сочинения Шарля-Камиля Сен-Санса

Оперы

«Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
«Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция -1913);
«Самсон и Далила» (1877), op. 47;
«Этьен Марсель» (1879);
«Генрих VIII» (1883);
«Прозерпина» (1887);
«Асканио» (1890);
«Фринея» (1893);
«Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
«Варвары» (1901);
«Елена» (1904; одноактная);
«Предок» (1906);
«Деянира» (1911).

Вокально-симфонические и хоровые произведения

Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
«Сцены Горация», op. 10;
Рождественская оратория, op. 12;
«Свадьба Прометея», op. 19;
«Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
18-й псалм, op. 42;
Оратория «Потоп» op. 45;
Реквием, op. 54;
«Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
«Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
«Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
«Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
«Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
Ave Maria для хора и органа, op. 145;
Оратория «Земля обетованная» (1913).

Сочинения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
Симфония № 2 a-moll, op. 55;
Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);

Симфонические поэмы

«Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
«Фаэтон», ор. 39;
«Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, по поэме Анри Казалиса, ор. 40;
«Юность Геракла», ор. 50;
«Вера», три симфонические картины, ор. 130;
Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис;
Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903);
Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908).

Концерты

Концерты для фортепиано с оркестром

№ 1 ре мажор, Op. 17;
№ 2 соль минор, Op. 22;
№ 3 ми бемоль мажор, Op. 29;
№ 4 до минор, Op. 44;
№ 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»;

Концерты для скрипки с оркестром

№ 1 ля мажор, Op. 20;
№ 2 до мажор, Op. 58;
№ 3 си минор, Op. 61;

Концерты для виолончели с оркестром

№ 1 ля минор, Op. 33;
№ 2 ре минор, Op. 119;

Концертная пьеса для валторны с оркестром

Другие сочинения для солирующих инструментов и оркестра

Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884);

Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76;

Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89;

Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28;

Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67;

Хаванез для скрипки с оркестром, ор. 83;

Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122;

Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис;

Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43;

«Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132;

Романс для флейты с оркестром, ор. 37;

«Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162;

Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6;

Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94;

Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154.

Камерные сочинения

«Карнавал животных» для камерного ансамбля
Два фортепианных трио
Два струнных квартета
Фортепианный квартет
Фортепианный квинтет
Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
Две сонаты для скрипки и фортепиано;
Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
«Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
Две сонаты для виолончели и фортепиано;
Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).

Многочисленные сочинения для фортепиано соло

Сочинения для органа

18.11.2020
Связанные новости и события
  • 04.01.1908
    04 января 1908
    Состоялась премьера балета «Умирающий Лебедь»
    Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга 4 января 1908 года. «Лебедь» пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», созданной в феврале 1886 года, и хореографическая миниатюра Михаила Фокина на эту музыку, более известная под названием «Умирающий лебедь».
  • Французский Композитор

Дата рождения: 9 октября 1835 года (186 лет назад)
Дата смерти: 16 декабря 1921 года (99 лет назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media, РИА «Рустим». Российское информационное агентство Рустим.
Учредитель: ООО "Рустим". Главный редактор: Гриднев Андрей Игоревич.
Адрес редакции: 119421, г Москва, ул. Обручева,д. 8, этаж 1, помещение VII, комната 1А.
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100, email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на РИА «Рустим» обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.