Французский писатель. Идеолог феминистического движения. Обладатель Гонкуровской премии за сочинение «Мандарины». Развивала идеи экзистенциализма, считая людей изначально свободными.
Симона де Бовуар родилась 9 января 1908 года в городе Париж, Франция. Девочка воспитывалась в строгости, согласно буржуазным нормам морали. Ее детство и юность описаны в книге «Воспоминания благовоспитанной девицы». Интерес к литературе ей привил отец. К пятнадцати годам девушка уже решила стать знаменитой писательницей. Ее увлекали Морис Баррес, Поль Клодель, Андре Жид, Поль Валери, а ведение подробного дневника заменило исповедь.
После школы поступила в Сорбонну на факультет философии. После окончания вуза в 1927 году преподавала в Марселе, Руане, Париже. Весной 1928 года получила степень бакалавра искусств и вскоре встретилась с Жаном-Полем Сартром, отношения с которым длились всю жизнь. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого, заключили между собой договор, согласно которому становились партнерами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.
За свое сочинение «Мандарины» получила Гонкуровскую премию. Другие ее известные книги: «Второй пол», «Сила зрелости», «Сила вещей». В этих произведениях Симона де Бовуар развивала идеи экзистенциализма, считая людей изначально свободными и потому ответственными за свою жизнь. На свободу, по мнению Бовуар, обречен каждый, кто определяет свою уникальную систему нравственных координат и тем самым сопротивляется мировому злу.
Опубликованный в 1949 году «Второй пол» оказался критикой патриархальной культуры и второстепенного статуса женщины в обществе, развернувшейся на тысячу страниц. Книгу, которую сегодня принято считать основой феминистского движения, в свое время подвергли ужасной критике, а Ватикан внес ее в список запрещенной литературы. Однако, несмотря на это, спустя несколько лет «Второй пол» был выпущен на английском языке в Америке. Именно эта книга сделала Симону де Бовуар одним из самых выдающихся мыслителей современности и подарила феминистическому движению идеологию и прочную историческую основу.
В книге «Второй пол» Симона де Бовуар сформулировала основные идеи феминизма. Быть женщиной, по ее мнению: значит, принадлежать к особой социо-психической реальности, «женственности». В мире, построенном мужчинами, женщина является иным, другим существом, чем-то вроде вещи, которая обречена всегда являться «вторым полом». Для достижения женщинами равноправия с мужчинами необходимо освободиться не только экономически, но также должен произойти культурно-нравственный переворот.
В 1966 году Бовуар вошла в состав «Международного трибунала по расследованию военных преступлений», на котором заслушаны свидетельства о преступлениях во время войны во Вьетнаме.
В журнале Le Nouvel Observateur 5 апреля 1971 года был опубликован составленный де Бовуар текст, получивший известность как «манифест трехсот сорока трех»: по количеству подписей под ним. Подписавшие манифест француженки, включая общенациональных знаменитостей, требовали отменить сохранявшееся во Франции уголовное наказание за аборты и признавались в том, что сами когда-либо делали аборт. В следующие несколько лет во Франции шла мощная кампания за декриминализацию абортов, которая увенчалась успехом в 1975 году.
Симона де Бовуар умерла 14 апреля 1986 года в Париже. Похоронена на кладбище Монпарнас.
«Литература и метафизика»
«За мораль двусмысленности»
«Все люди смертны»
«Воспоминания благовоспитанной девицы»
«Сила зрелости»
«Сила вещей»
«Мандарины»
«Второй пол»
«Старость»
«Кровь других»
«Очень легкая смерть
Награды и Признание Симоны де Бовуар
Гонкуровская премия (1954)
Иерусалимская премия (1975)
Австрийская государственная премия по европейской литературе (1978)
Премия Соннинга (1983)
Отец - Жорж Бертран де Бовуар, юрист-секретарь.
Мать - Франсуаза де Бовуар (урожденной Брассо), набожная католичка.
Младшая сестра - Элен.
Весной 1928 года встретилась с Жаном-Полем Сартром, отношения с которым длились всю жизнь. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого, заключили между собой договор, согласно которому становились партнерами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.