Стэнли Кубрик родился 26 июля 1928 года в городе Нью-Йорк, США. С детства увлекался фотографией, что помогло ему уже в 17 лет получить место штатного фотографа в журнале «Look».
Совместно с продюсером Джеймсом Б.Харрисом Кубрик организовал собственную кинокомпанию. Первой работой Кубрика-режиссёра стала криминальная драма «Убийство», вышедшая на экраны в 1956 году. Фильм привлёк к себе внимание критиков. В следующем году молодой режиссёр снимает антивоенную драму «Тропы славы», которая имела большой успех в Европе, хотя и была запрещена к показу в некоторых европейских странах. Критики отметили несомненные достоинства этой картины.
Стэнли Кубрик был приглашён закончить начатый Э.Манном исторический фильм «Спартак». Фильм стал очень успешным. Вскоре режиссёр переезжает в Англию, где в 1962 году он выпустил один из самых известных своих фильмов - «Лолита» по роману В.Набокова. Картина принесла Кубрику всемирную славу. В 1968 году именитый режиссёр представил вниманию зрителей и критиков грандиозную фантастическую эпопею «Космическая Одиссея, 2001» по роману А.Кларка. Эта картина завоевала премию «Оскар» за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала одним из эталонов научно-фантастического фильма.
Ещё одной всемирно известной работой Кубрика становится «Механический апельсин» по роману Э.Бёрджеса. В 1980 году вышел на экраны психологический фильм ужасов «Сияние» по С.Кингу.
Последним фильмом знаменитого режиссёра стала семейная драма «Широко закрытые глаза», которая вышла на экраны уже после смерти режиссера.
Спустя четыре дня после окончания работы над монтажом фильма «С широко закрытыми глазами», 7 марта 1999 года, Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа во сне. Его похоронили за любимым деревом в имении Чайлдуикбери в английском графстве Хартфордшир, где он жил более 20 лет. Сейчас в имении проживает его вдова.
Режиссёр оставил после себя несколько нереализованных проектов. Более тридцати лет он собирал материал для фильма о Наполеоне Бонапарте. Он хотел снять грандиозную эпопею о жизни и смерти этого человека, однако не смог найти денег на свой проект. После смерти режиссёра осталась библиотека в 18 тысяч томов, посвящённых Наполеону.
В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии «Приз Британской академии человеку года» (премия BAFTA за большой вклад в режиссёрское содружество). В 2001 году Стивен Спилберг выпустил фильм «Искусственный разум», воплотив в жизнь давнюю мечту Кубрика (первые кадры картины - морские волны, разбивающиеся о берег - были сняты самим Кубриком).
Стэнли Кубрик в большинстве своих фильмов в качестве основы сюжета выбирал существующий роман, затем договаривался и вместе с автором редактировал сюжет для будущей экранизации. Во многих его фильмах можно услышать закадровый голос (в основном от лица главного героя), комментирующий некоторые сцены.
Начиная с фильма «Космическая одиссея 2001 года» во всех его фильмах, за исключением «Цельнометаллической оболочки», используются предварительно подготовленные записи классической музыки. Кроме того, он часто использует весёлое звучание поп-музыки в сценах, изображающих разрушение и уничтожение, особенно в заключительных титрах или последних кадрах фильма.
В своём обзоре фильма «Цельнометаллическая оболочка» Роджер Эберт отметил, что во многих фильмах Кубрика встречаются крупные планы, где голова персонажа наклонена вниз, а его глаза обращены вверх. Кубрик также активно использует широкоугольную съёмку, характер отслеживания съёмки, специфическое использование крупных планов, необычное панорамирование, наплыв и использование кадров с длинными параллельными стенами.
Многие фильмы Кубрика содержат отсылки к предыдущим фильмам Кубрика. Наиболее известным примером этого является появление альбома с саундтреком фильма «2001 год: Космическая одиссея» в магазине «Мелодия» в фильме «Заводной апельсин». Менее очевидным является ссылка на художника с именем Людовик в «Барри Линдоне» из фильма «Заводной апельсин».
Кубрик тщательно следил за выпусками своих фильмов в других странах. Режиссёр не только оставлял за собой полный контроль над процессом дубляжа на иностранные языки; иногда он отдельно снимал альтернативный материал для разных стран. Так, например, в «Сиянии» текст для пишущей машинки Джека был снят на разных языках, причём на каждом языке была подыскана подходящая поговорка. В фильме «С широко закрытыми глазами» для разных стран заголовки газет и бумажные записки были таким же образом сняты на разных языках. После смерти Кубрика лицензионным издателям его фильмов не разрешается создавать новые голосовые переводы к фильмам, над которыми он имел творческий контроль; в странах, где не существует авторизированных дубляжей (в их число входит и Россия), в качестве перевода допущены только субтитры. Кроме того, Кубрик дотошно следил за качеством перевода сценария на иностранные языки; как правило, он заставлял переводить иностранные версии диалогов обратно на английский язык для сравнения с оригиналом.
Стэнли Кубрик перед съёмками своих фильмов проводил тщательные исследования на их тему, и после его смерти в его поместье были найдены тысячи коробок с материалами этих исследований. В 2007 году его жена, Кристиана Кубрик, передала весь архив лондонскому университету искусств.
В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Kubrickian было включено в Оксфордский словарь английского языка.
На съёмках фильма «Тропы славы» Стэнли Кубрик встретил немецкую певицу Кристиану Харлан — девушку, поющую в одной из сцен фильма. В 1958 году они поженились. У Стенли это была уже третья жена после Руз Соботки и Тобы Метц. К этому времени у Кристианы была маленькая дочь — Катерина. Позже она родила ещё двух дочерей: Анну и Вивиан. В 2009 году Анна умерла от рака, а её сестра Вивиан стала саентологом и прекратила всякое общение со своей семьёй.
Характер
Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нём. В то время как режиссёр снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нём, как о безумном гении или о сумасшедшем. После его смерти его семья и близкие отрицали эти утверждения.
Авиаперелётов Кубрик боялся с того момента, когда в 1950-х годах чудом избежал катастрофы во время своего первого самостоятельного полёта. С тех пор он предпочитал совершать дальние путешествия на трансатлантических кораблях. После переезда в Англию он редко покидал страну в течение последних сорока лет жизни.
Кубрик в последние годы жизни мало появлялся на публике, из-за чего у общественности не было представления о внешнем виде режиссёра. Это дало авантюристу Алану Конуэю повод появляться в клубах под именем Стэнли Кубрика. Конуэй стал прототипом главного героя фильма «Быть Стэнли Кубриком».
Кубрик помимо фотоискусства увлекался шахматами и часто играл в них на съёмках со съёмочной группой.