Британский ученый. Философ-материалист. Монархист. Один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в этике, теологии, физике, геометрии и истории. Придерживался принципа правового позитивизма и превозносил роль государства, признавая его абсолютным сувереном.
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в городе Мальмсбери, Великобритания. Воспитывался дядей, обладавшим значительным состоянием и получил достойное образование. К четырнадцати годам свободно владел латинским и греческим языками и отдан в Модлин-Холл, один из колледжей Оксфордского университета, где спустя пять лет получил степень бакалавра.
В 1608 году получил место воспитателя в семье Уильяма Кавендиша, графа Девонширского. Это являлось удачей, так как в его распоряжении находилась первоклассная библиотека. Сопровождая молодого Кавендиша в путешествиях по Европе, он смог посетить Францию и Италию, что послужило сильнейшим стимулом для становления и развития его философского мировоззрения.
Первое путешествие в 1610 году вдохновило Томаса на изучение различных античных авторов, поскольку в Европе аристотелевская философия, в традициях которой он воспитывался, считалась уже устаревшей. В этом его укрепили и беседы с лордом-канцлером Фрэнсисом Бэконом, который занимался сочинением трактатов и разнообразными проектами научных исследований.
Во время своего второго путешествия в континентальную Европу в 1628 году Гоббс очень сильно увлекся геометрией. Ученый пришел к убеждению, что геометрия дает метод, благодаря которому его взгляды на общественное устройство могут быть представлены в виде неопровержимых доказательств. Болезни общества, находящегося на грани гражданской войны, будут излечены, если люди вникнут в обоснование разумного государственного устройства, изложенное в виде ясных и последовательных тезисов, подобных доказательствам геометра.
Третье по счету путешествие Гоббса по континентальной Европе в 1634 году внесло еще один элемент в его систему натуральной и социальной философии. В Париже стал членом кружка Мерсенна, в который входили Рене Декарт, Пьер Гассенди, и знакомится с их философскими идеями. В 1636 году побывал в Италии у Галилео Галилея, беседы с которым способствовали разработке Гоббсом собственной философской системы. Есть мнение, что сам Галилей предложил Томасу распространить принципы новой натурфилософии на сферу человеческой деятельности. Грандиозной идеей ученого являлось синтезирование идей механики для геометрической дедукции человеческого поведения из абстрактных принципов новой науки о движении.
Большую известность Гоббс приобрел как автор философских трактатов, однако, склонность к философии проявилась, когда ему было уже далеко за сорок. Его оригинальным вкладом в философию была разработанная им оптика, а также теория государства. В 1640 году Томас распространил трактат «Начала закона, естественного и политического», в котором доказывал необходимость единой и неделимой власти суверена. Этот трактат опубликован позднее в двух частях: «Человеческая природа» и «О теле политическом».
Трактат «О гражданстве» появился в 1642 году. Английский вариант работы вышел только через девять лет под названием «Наброски философии государства и общества». Эта книга является второй по значению в идейном наследии Гоббса после «Левиафана». В ней автор вдумчиво и последовательно пытался окончательно определить надлежащие задачи и границы власти, а также характер отношений церкви и государства.
Работу над своим шедевром, трактатом «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» завершил в 1651 году. В нем Томас лаконично и остро сформулировал свои взгляды на человека и государство. Эта работа Гоббса стала наиболее значимой и известной, достаточно полно отражавшей его философские взгляды.
В «Левиафане» доказывается, с одной стороны, что суверены уполномочены править от имени своих подданных, а не по Божьему соизволению. С другой стороны, Томас использовал теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что логическим результатом государства, основанного на общественном согласии, должна стать абсолютная власть суверена. Поэтому его учение могло быть использовано для оправдания любой формы правления.
«Левиафан» считают сочинением на политические темы. Однако взгляды автора, касающиеся природы государства, предваряются тезисами о человеке как природном существе и «машине», а завершаются рассуждениями насчет того, какой должна являться «истинная религия».
Гоббс считал, что под явлениями социального поведения скрываются фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти. Люди, ведомые страхом, объединились в сообщество, отказавшись от права неограниченного самоутверждения в пользу суверена и уполномочив его действовать от их имени. Если люди, заботясь о своей безопасности, согласились на такой «общественный договор», то власть суверена должна быть абсолютной; в противном случае раздираемые противоречивыми притязаниями они всегда будут находиться под угрозой анархии, присущей бездоговорному естественному состоянию.
В теории права Гоббс известен концепцией закона как заповеди суверена, которая стала важным шагом в прояснении различия между статутным правом и общим правом. Ученый хорошо понимал и обосновывал различие между вопросами: «Что есть закон?» и «Справедлив ли закон?».
В 1658 году Томас опубликовал вторую часть трилогии: трактат «О человеке». Затем, на длительный период публикации пришлось прекратить так как в парламенте обсуждался билль против атеизма и богохульства и была создана комиссия, в задачу которой входило изучение на этот предмет «Левиафана». Гоббсу запретили публиковать сочинения на актуальные темы, и он занялся историческими изысканиями.
Новый труд: «Бегемот, или Долгий парламент» закончен в 1668 году и представлял собой историю гражданской войны с точки зрения его философии человека и общества. Работа опубликована лишь после смерти мыслителя.
Томас Гобб скончался 4 декабря 1679 года на 92-м году жизни. Похоронен великий мыслитель в городе Гардвиг, в семейном склепе Кавендишей. На его могиле поставлена мраморная плита с эпитафией «Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине».
Научные Труды Томаса Гобба
The Elements of Law, Natural and Politic (Элементы права, естественные и политические) (1640)
Treatise on Human Nature (Трактат о человеческой природе) (1650)
Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (Философские рудименты, касающиеся правительства и общества) (1651)
Философская трилогия «Основы философии жизни »:
«О теле» (1655);
«О человеке» (1658);
«О гражданине» (1642);
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод - 1936).
Letters upon Liberty and Necessity (Письма о свободе и необходимости) (1654)
The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance (Вопросы о свободе, необходимости и шансе) (1656)
Сочинения, опубликованные после смерти
A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в 1681 году)
Современные издания
Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. - L., 1839-45.
The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. - L., 1839-45
В русском переводе:
Левиафан - СПб., 1868 - запрещен цензурой.
Избранные сочинения, т. 1-2. - М. - Л, 1926.
Избранные произведения, т. 1-2. - М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).