Елена Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в городе Санкт-Петербург. Выросла в семье художников-графиков. С детских лет активно занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Ещё будучи школьницей, начала сниматься в кино у режиссёра Динары Асановой.
Девочка росла в семье творческих людей - её родители были художниками-графиками. Но детство будущей актрисы оказалось омрачено недетскими проблемами. Некоторое время Елена Цыплакова была вынуждена жить и учиться в интернате, потому что у отца обнаружилась открытая форма туберкулёза. Эти годы были трудными, потому что у очаровательной девочки оказался довольно упрямый, мальчишечий характер. Её неоднократно наказывали.
Однажды в их шумный и весёлый дом заглянул друг семьи, художник Николай Юдин. А вместе с ним пришла его жена, выпускница театрального вуза Динара Асанова. Она и разглядела в юркой девочке артистку.
Так началась кинематографическая биография Елены Цыплаковой. 15-летняя девушка снялась в своей первой картине «Не болит голова у дятла», которая вышла в 1974 году. Образ первой красавицы в классе Ирины Фёдоровой принёс юной актрисе известность. Режиссёры забросали молодое дарование новыми предложениями. Цыплакова с удовольствием принимала их, но при этом успевала хорошо учиться в школе.
Через год после выхода на экраны фильма Асановой Елена Цыплакова снялась в картине «Шаг навстречу». Потом были ещё два фильма - «Вдовы» и «Иван и Коломбина». Все названные проекты зрители увидели в середине 1970-ых. В это время юная актриса ещё была ученицей старших классов. Финальным перед поступлением в ГИТИС был фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи». Цыплакова опять сыграла школьницу, причём очень похожую на неё саму – вдумчивую и серьёзную, смотрящую на мир уже взрослыми глазами.
В столичный ГИТИС Елена Цыплакова поступила с первой попытки. С её послужным списком это оказалось проще простого. Но вот учиться было сложно. Юная артистка продолжала сниматься. Зрители с удовольствием посмотрели мелодраму Павла Любимова «Школьный вальс». Героиня Елены Зося Кнушевицкая очень похожа на актрису. Такой же независимый и бескомпромиссный характер, такое же упрямство и нежелание следовать общепринятым стандартам поведения.
Затем ещё две яркие картины с участием Цыплаковой - «В зоне особого внимания» и «Ненависть». Преподаватели были недовольны бурной актёрской деятельностью студентки. Отношения с ними всё больше накалялись. Елена решила перейти во ВГИК. Но и там оказалось не легче. Артистка появлялась на сцене Малого театра, чем нарушала правила вуза.
В 1979 году на экраны вышел приключенческий фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Цыплакова, и до того известная, проснулась невероятно знаменитой. Хотя ей самой роль Кэтти не понравилась. Легкомысленная милашка - это совсем не амплуа этой склонной к драматическим ролям артистки. К сожалению, режиссёры, увидевшие в Цыплаковой Кэтти, уцепились именно за этот образ и начали предлагать актрисе похожие роли. Лишь Динара Асанова, «крёстная» Елены в мире кинематографа, предложила ей достойную роль в своём фильме «Некудышняя».
В самом начале 1980-ых Елена Цыплакова, сыгравшая уже не один десяток ролей, поступила во ВГИК. Но на этот раз - на режиссёрский факультет. Ей хотелось самой делать кино, серьёзное и с глубоким смыслом.
Получив диплом режиссёра, Цыплакова не сразу начала снимать кино. Это был крайне сложный период в её жизни. После перенесённой болезни актриса сильно поправилась. И ей, изменившейся до неузнаваемости, ролей больше не предлагали.
Режиссёрский дебют Цыплаковой состоялся в 1988 году. На экраны вышла картина «Гражданин убегающий». Дебют оказался более чем успешным. Коллегу в Елене Цыплаковой признали многие именитые режиссёры. Карен Шахназаров пригласил её в своё творческое объединение «Старт».
В следующем году вдохновлённая успехом Цыплакова сняла свой второй проект - фильм «Камышовый рай». После его просмотра многие коллеги и кинокритики выразили удивление, что режиссёром этого проекта оказалась женщина. «Камышовый рай» получил престижный приз на фестивале в испанском Сан-Себастьян.
В 1992 году на экраны вышла ещё одна психологическая драма режиссёра. Это картина «На тебя уповаю». Она о том, как человек в трудных жизненных обстоятельствах стремится вернуть своё достоинство. Некоторые зрители и критики после выходы фильма упрекнули Елену Цыплакову в излишней жестокости, показанной на экране.
В новом веке зрители и поклонники Елены Октябревны с удовольствием смотрят её новые проекты. Это сериалы «Полосатое лето» и «Кармелита. Цыганская страсть». Самый «свежий» проект режиссёра, который вышел на экраны недавно - сериал «Пока станица спит». Это совместный проект Цыплаковой и двух её коллег - Беты Недича и Александра Мохова.