Китайская актриса, ставшая женой Мао Цзэдуна. Играла большую роль в руководстве Культурной революцией. После смерти супруга причислена к Банде четырёх и попала под показательный процесс, на неё взвалили ответственность за преступления периода Культурной революции. О ней написано огромное количество книг, снято много фильмов, её образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.
Цзян Цин родилась 1 марта 1914 года в провинции Шаньдун, Китай. Росла в семье плотника. В 1928 году поступила на театральные курсы. В возрасте 16 лет присоединилась к труппе бродячих актеров. В тоже время вышла замуж за торговца по фамилии Хуан. В 1931 году начала проявлять интерес к коммунизму. В 1933 году вступила в партию.
В 30-х выступала в шанхайском театре, снималась в кино, ездила с концертной бригадой. В 1933 вступила в КПК. Однако через два месяца, когда её муж был брошен в тюрьму, бежала в Шанхай. Осенью 1934 года её арестовали, но через три месяца без всяких объяснений выпустили.
Вскоре под псевдонимом Лань Пин она начала выступать на шанхайской театральной сцене и в кино. Особенно ей удался образ Норы в спектакле по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом». Лань Пин стала известной провинциальной актрисой, также снималась в фильмах. В 1936 году вновь вышла замуж за немолодого актера и критика Тан На.
Карьера её прервалась в 1937 году, когда она бросила второго мужа, а также двух детей, и сбежала к коммунистам в Яньань. Тогда же взяла псевдоним Цзян Цин. После этого Тан На предпринял попытку самоубийства. История широко освещалась в газетах. Позднее детали о своей жизни в Шанхае Цзян Цин тщательно скрывала, уничтожала документы и устраняла знающих людей.
В возрасте 24 лет она покинула сцену и стала детально изучать марксизм. В Яньане познакомилась с Мао Цзэдуном. Она стала регулярно посещать лекции Мао и выступать на представлениях пекинской оперы, потом они стали тайно встречаться, ранее Мао Цзэдун отправил свою третью жену Гуйюань в СССР на лечение. К моменту женитьбы на Цзян Цин в 1938 году был оформлен развод Мао с его предыдущей женой. В 1940 году у них родилась дочь.
В конце пятидесятых годов она получила должность министра культуры Китая. С её именем связывают также процессы по ликвидации китайских традиционных культурных ценностей и травле творческой интеллигенции. По её инициативе стали повсюду ставиться революционные оперы и революционные балеты, которые венчали собой явления «нового искусства».
Первые пробы проводились в 1964 году, незадолго до Культурной революции. Революционные оперы создавались по образцу традиционных пекинских опер с новым содержанием. Театральные круги Пекина воспринимали эксперименты Цзян Цин крайне отрицательно.
Значительную роль приобрела Цзян Цин с начала Культурной революции в 1966 году. Де-факто она возглавляла Группу по делам Культурной революции при ЦК КПК. Одним из первых процессов Культурной революции стала критика пьесы «Разжалование Хай Жуя», она входила в число организаторов кампании.
Цзян Цин приняла участие в гонениях на Лю Шаоци и Дэн Сяопина и в партийной борьбе с ревизионистами и идущими по «капиталистическому пути», организовывала первые отряды хунвэйбинов и нередко направляла их на погромы.
Заведуя культурой, организовывала чистки репертуаров театров, кинофильмов, песен и радиопередач. В какой-то момент Культурной революции после её чисток в прокате остались буквально единицы «образцовых» произведений - романов, книг, песен, кинофильмов.
В 1969 Цзян Цин вошла в политбюро ЦК КПК. Хотя была в хороших отношениях с Линь Бяо и вела с ним совместную работу, принимала потом активную роль в травле Линь Бяо и в кампании «Критика Линь Бяо и Конфуция».
В последние годы жизни Мао Цзэдуна, с 1973 года супруги жили отдельно. После смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года, через месяц 6 октября Цзян Цин и трое других членов Политбюро были арестованы за организацию заговора с целью захвата власти (они организовывали отряды милиции в Пекине и Шанхае) и подделку завещания Мао Цзэдуна.
Следствие по делу Банды четырёх длилось несколько лет. Им ставили в вину многочисленные преступления эпохи Культурной революции. Пять лет следствия Цзян Цин провела в Циньчэнской тюрьме. Её судили в 1981-1982 годах за преступления против невиновных людей и попытку переворота. Из всех четырёх на публичном суде только Цзян Цин пыталась оправдываться тем, что охраняла Мао Цзэдуна и выполняла его распоряжения. Ей принадлежит знаменитое изречение «Я была собакой председателя Мао. Я кусала того, которого он просил укусить».
Цзян Цин приговорили к смертной казни с задержкой исполнения приговора, через некоторое время смертную казнь заменили на пожизненное заключение. В 1991 году по состоянию здоровья из-за рака горла Цзян Цин была выпущена на свободу.
Ранним утром 14 мая 1991 года Цзян Цин обнаружили повесившейся в одной из комнат ее пекинской резиденции.
О ней было написано огромное количество книг, снято фильмов, её образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.
Семья Цзян Цин
В 1936 году второй раз вышла замуж за немолодого актёра и критика Тан На. В 1937 году она бросила своего мужа, а также двух своих детей, и сбежала к коммунистам в Яньань. Тогда же взяла псевдоним Цзян Цин. После этого Тан На предпринял попытку самоубийства. История широко освещалась в газетах. Позднее детали о своей жизни в Шанхае Цзян Цин тщательно скрывала, уничтожала документы и устраняла людей, знавших её лично.
Супруг - Мао Цзэдун - китайский революционер, государственный, политический и партийный деятель XX века, главный теоретик маоизма, создатель современного китайского государства.
Единственным ребёнком Цзян Цин и Мао стала Ли На (李讷), родившаяся в 1940 году. С 2003 является членом Народного политического совета Китая.
Имена Цзян Цин
Имя, данное при рождении: Ли Шумэн (кит. упр. 李淑蒙, пиньинь Lǐ Shūméng)
Дополнительное имя: Ли Цзиньхай (кит. упр. 李进孩, пиньинь Lǐ Jìnhái)
Школьное имя: Ли Юньхэ (кит. упр. 李云鹤, пиньинь Lǐ Yúnhè) - «облачный журавль»
Краткое имя: Ли Хэ (кит. упр. 李鹤, пиньинь Lǐ Hè) - «журавль»
Сценическое имя: Лань Пин (кит. упр. 蓝苹, пиньинь Lán Píng) - «голубое яблоко»
Революционная кличка: Цзян Цин (кит. упр. 江青, пиньинь Jiāng Qīng) - «речная голубизна»
Писательский псевдоним: Ли Цзинь (кит. упр. 李进, пиньинь Lǐ Jìn)
Последнее употребимое имя: Ли Жуньцин (кит. упр. 李润青, пиньинь Lǐ Rùnqīng)