Китайский революционер и государственный партийный деятель XX века. Главный теоретик маоизма. Создатель современного китайского государства. Первый Председатель Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Провел несколько громких кампаний, самыми известными из которых являлись «Большой скачок» и «Культурная революция».
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года в городе Шаошан, Китай. Мальчик вырос в обычной крестьянской семье. Отец, Шуньшэн работал мелким торговцем, перепродавал в городе рис, который собирали в деревне. Мать, Вэнь Цимэй являлась верующей буддистской. От нее сын воспринял тягу к буддизму, но вскоре, после знакомства с работами передовых политических деятелей прошлого стал атеистом. В детстве юноша посещал школу, где изучал основы китайского языка, а также конфуцианство.
В возрасте тринадцати лет подросток бросил обучение в школе и вернулся в отчий дом. Но его пребывание у родителей не продлилось долго. Через три года, в связи с разногласием с отцом по поводу нежелательной женитьбы, юноша покинул дом. Революционное движение 1911 года, во время которого оказалась свергнута династия Цин, внесло свои коррективы в жизнь Мао. В течении следующих шести месяцев служил в армии в качестве связиста.
После установления мира Мао Цзэдун продолжил обучение сначала в частной школе, а затем в педагогическом училище. В эти годы изучает труды европейских философов и политиков. Новые знания сильно повлияли на смену мировоззрения юноши. Он создал общество по обновлению жизни народа, в основе которого использовалось идеология конфуцианства и кантианства.
В 1918 году талантливый юноша переехал в Пекин для работы в столичной библиотеке и продолжения своего образования. Там Моа познакомился с основателем Коммунистической Партии Китая Ли Дачжао и стал последователем идей коммунизма и марксизма. Помимо классических трудов по идеологии масс молодой человек знакомится еще и с радикальными работами Петра Кропоткина, в которых раскрывалась суть анархизма.
Следующие несколько лет Мао путешествовал по стране и везде сталкивался с классовой несправедливостью. В этот период окончательно утвердился в коммунистических убеждениях. Дзедун пришел к выводу, что для изменения ситуации в стране потребуется революция по типу русского октябрьского переворота. После победы большевиков в России стал последователем идей ленинизма и создал ячейки сопротивления во многих городах Китая, став секретарем Китайской коммунистической партии. В это время коммунисты активно сближаются с партией Гоминьдан, которая занимается пропагандой национализма. Но уже спустя несколько лет КПК и гоминьдановцы стали непримиримыми врагами.
В 1927 году в области города Чанша, Мао организовал первый переворот и создал Коммунистическую Республику. Лидер первой свободной территории опирался прежде всего на крестьянство и проводил реформу собственности, уничтожая частную, а также наделяет женщин правом голоса и работы. Мао Цзэдун стал большим авторитетом среди коммунистов и, пользуясь своим положением, устроил через три года первую чистку.
Репрессиям подвергаются его соратники, которые занимаются критикой деятельности партии, а также правления советского лидера Иосифа Сталина. После чего Мао занял пост Главы Первой Китайской Советской Республики. Целью диктатора являлось установление советского порядка по всей территории Китая. Далее началась настоящая гражданская война развернувшаяся на территории всего государства и длилась более десяти лет до полной победы коммунистов. Противниками в ней выступали сторонники национализма, пропагандой которого занималась партия Гоминьдана во главе с Чан Кайши, и приверженцы коммунизма, опирающиеся на большие ряды крестьянства. Несколько стычек произошло между военными отрядами идеологических противников в Цзингане. Но в 1934 году после поражения Мао Цзэдуну пришлось покинуть эту область вместе со стотысячным отрядом коммунистов.
Пережив военную кампанию Японии против Китая, в борьбе с которой армии Коммунистической Партии Китая и Гоминьдана пришлось объединить свои усилия, вновь продолжили войну между собой. Со временем, окрепнув, войско коммунистов одержало победу над партией Чан Кайши и оттеснило их на территорию Тайваня.
Произошло это в конце сороковых, и уже в 1949 году на всей территории Китая провозглашена Китайская Народная Республика, во главе которой встал Мао Цзэдун. В это время происходит сближение двух коммунистических лидеров: Мао Цзэдуна и Иосифа Сталина. Руководитель СССР оказывает всяческую поддержку своим китайским товарищам, посылая в КНР лучших инженеров, строителей, а также военную технику.
Эпоху своего правления Мао Цзэдун начал с теоретического обоснования идеологии маосизма, основателем которого являлся. В своих трудах лидер государства описывал китайскую модель коммунизма как строй, который опирается прежде всего на крестьян и на идеологию великокитайского национализма. В первые годы КНР самыми популярными лозунгами стали «Три года труда и десять тысяч лет благоденствия», «За пятнадцать лет догнать и перегнать Англию». Эта эпоха носила название «Ста цветов».
Советско-Китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» сроком на тридцать лет подписан в Москве 14 февраля 1950 года. Исторический документ явился результатом личной встречи и особо дружеских отношений Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна. Однако сам договор был подписан министрами иностранных дел: от КНР Чжоу Эньлай, а от СССР Андрей Вышинский.
В начале 1950-х годов начался раскол в высших эшелонах власти Китая, который усугубился смертью Иосифа Сталина и охлаждением во взаимоотношениях Китая с Советским Союзом. Мао Цзэдун выступает с резкой критикой деятельности правительства Никиты Хрущева, обвиняя последнего в проявлениях шовинизма и отступлении от курса коммунистического движения. А советский руководитель, в свою очередь, отзывает все научные кадры из Китая и прекращает финансовую поддержку Коммунистическую Парти Китая.
В 1959 году под влиянием недовольных масс Мао Цзэдун уступил свое место руководителя страны Лю Шаоци, оставаясь при этом главой КПК. Страна начала откат к частной собственности, к уничтожению наработок прежнего лидера. Мао все это терпел, не вмешиваясь в процесс и по-прежнему являлся популярен среди простого населения страны.
В период холодной войны напряжение между Китаем и СССР усиливалось, несмотря на наличие общего противника: США. В 1964 году КНР объявил всему миру о создании атомной бомбы. Многочисленные китайские подразделения у границ с СССР вызывали сильную тревогу у Советского Союза. Даже после того, как СССР подарил Китайской Республике Порт-Артур и еще ряд территорий, в конце 1960-х годов Мао затеял военный поход на остров Даманский. Напряжение на границе возрастало с обеих сторон, что привело к боям не только на Дальнем Востоке, но и на границе с Семипалатинской областью.
Конфликт оказался вскоре исчерпан, ограничившись несколькими сотнями жертв с обеих сторон. Но такое положение дел стало поводом для создания в СССР укрепленных военных подразделений по всей границе с Китаем. Помимо этого СССР оказывал всяческую поддержку Вьетнаму, который с помощью Советского Союза выиграл в войне с Соединенными Штатами Америки и теперь противостоял Китаю с юга.
Постепенно либеральные реформы приводят к стабилизации экономического положения в стране, но Мао не разделяет чаяний своих противников. Его авторитет еще высок среди населения, и в конце 60-х годов он осуществляет новый виток коммунистической пропаганды, названный «Культурной революцией».
Боеспособность его отрядов по-прежнему находится на высоком уровне, Мао возвращается в Пекин. Лидер компартии делает ставку на ознакомление молодежи с тезисами нового движения. В борьбу с буржуазными настроениями части общества на стороне Мао выступает и его третья жена Цзян Цин, которая взяла организацию деятельности отрядов хунвэйбинов на себя. За годы «культурной революции» уничтожено несколько миллионов людей, начиная от простых рабочих и крестьян, заканчивая партийной и культурной элитой страны. Отряды молодых бунтарей громили все подряд, жизнь в городах замерла. Сжигались картины, книги, произведения искусства, мебель.
В начале 1970-х годов Мао Цзэдун, находясь в конфронтации с СССР, пошел на сближение с США, и уже в 1972 году провел первую встречу с американским президентом Ричардом Никсоном.
Однако следующие года оказались омрачены болезнью «великого кормчего». Его сердце стало давать сбои. Два инфаркта, существенно подорвали его здоровье. Слабость руководителя коммунистической партии уже не давала ему возможности контролировать события, происходящие во власти. За право стоять у руля развернули борьбу две группировки китайских политиков. Радикалами управляли так называемая «банда четырех», в которую входила жена Мао. Лидером противоположного лагеря выступал Дэн Сяопин.
Мао Цзэдун скончался 9 сентября 1976 года на 83 году жизни в Пекине от сердечной недостаточности. На его похоронах присутствовало более миллиона граждан Китайской Народной Республики, а тело «кормчего» подвергли бальзамированию. Спустя год после его смерти открылся мавзолей, ставший для Мао Цзэдуна последним пристанищем.
Культ личности Мао Цзэдуна зарождается ещё во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведён Линь Бяо в середине 1960-х годов. Тогда был впервые опубликован цитатник Мао — «Красная книжечка», ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в «Дневнике Лэй Фэна», громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» — «мудрейшему председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически всё.
В годы культурной революции в стране царствовал настоящий психоз: хунвэйбины избивали велосипедистов, осмелившихся появиться без изображения Мао Цзэдуна; пассажиры автобусов и поездов должны были хором повторять выдержки из сборника изречений (цитатника) Мао; классические и современные произведения уничтожались; книги сжигались, чтобы китайцы могли читать только одного автора — «великого кормчего» Мао Цзэдуна, издававшегося в десятках миллионов экземпляров. О насаждении культа личности свидетельствует следующий факт: хунвейбины в своём манифесте писали:
Мы — красные охранники Председателя Мао, мы заставляем страну корчиться в судорогах. Мы рвём и уничтожаем календари, драгоценные вазы, пластинки из США и Англии, амулеты, старинные рисунки и возвышаем над всем этим портрет Председателя Мао.
После разгрома «Банды четырёх» ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является «галеонной фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор чествуют, в городах всё ещё стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Более того — некоторые памятники Мао были поставлены уже после его смерти. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодёжи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательному преклонению перед мышлением и деяниями этого человека.
Фактически Мао Цзэдун превратился в современном Китае в коммерческий бренд. В КНР ежегодно продают десятки миллионов сувениров с изображением Мао, которые в значительной части экспортируются за рубеж. Особое значение данный бренд имеет для внешней политики Китая: хотя во внутренней политике от большинства идей Мао китайцы давно отошли, в других странах они по-прежнему оказывают поддержку маоистским группам, используя их деятельность как инструмент своей политики.
«О практике», 1937
«Относительно противоречий», 1937
«Против либерализма», 1937
«О затяжной войне», 1938
«О новой демократии», 1940
«О литературе и искусстве», 1942
«Служить народу», 1944
«Методы работы партийных комитетов», 1949
«О правильном разрешении противоречий внутри народа», 1957
«Довести революцию до конца», 1960
Помимо политической прозы, в литературное наследие Мао Цзэдуна входит ряд стихотворений (около 20), написанных в классической форме времен династии Тан. Стихотворения Мао до сих пор пользуются популярностью в Китае и за рубежом. К самым известным из них относятся: Чанша, Великий поход, Снег, Ответ Ли Шу-и Ода к цветкам сливы.
Мао Цзэдун Восемнадцать стихотворений / Переводы С. Маршака, А. Суркова, Н. Асеева, М. Басманова, Л. Эйдлина, И. Голубева под редакцией Н. Федоренко и Л. Эйдлина; Предисловие и примечания Н. Федоренко. - Москва:Издательство иностранной литературы, 1957. - 74, с.
Мао Цзэдун. Облака в снегу. Сборник стихотворений Мао Цзэдуна. Стихотворения в переводах А. Панцова. - М. Вече. 2010. - 112 с., ил.
Отец - Мао Ичан (1870-1920);
Мать - Вэнь Цимэй (1867-1919);
Брат - Мао Цзэминь (1896-1943);
Племянник - Мао Юаньсинь (род. 1941);
Брат - Мао Цзэтань (1905-1935);
Сестра - Мао Цзэхун (1907-1929).
Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте. Мао Цзэминь и Цзэтань погибли в борьбе на стороне коммунистов, Мао Цзэхун убита гоминьдановцами.
Первая жена - Ло Исю (1889-1910), формально супруга с 1907, навязанный брак, не признанный Мао.
Вторая жена - Ян Кайхуэй (1901-1930), супруга с 1921 по 1927.
Дети: Аньин (1922-1950), Аньцин(1923-2007), Аньлун (1927-1931).
Третья жена - Хэ Цзычжэнь (1910-1984), супруга с 1928 по 1939.
Дети: Сяо Мао (род. 1932, потерян в 1934), Ли Минь (род. 1936), сын (1939-1940)
Четвертая жена - Цзян Цин ;(1914-1991), супруга с 1938 по 1976.
Дочь -;Ли На (род. 1940).
Двое других детей оставлены в чужих семьях во время гражданской войны в 1929 и 1935. Предпринятые позже многократные попытки поиска ни к чему не привели.