Британский художник. Дизайнер по ткани и мебели. Оформитель книг. Разработчик типографских шрифтов. Поэт и социалист. Выступал автором концепции синтеза - ключевого понятия нового искусства. Основатель движения «Искусства и ремесла». Работал в стиле прерафаэлитизма.
Моррис Уильям родился 24 марта 1834 года в городе Уолтемстоу, Великобритания. Образование получил в колледже Мальборо и Оксфордском университете. В 1856 году он устроился на работу в бюро неоготического архитектора Джорджа Стрита, а вскоре перешел в журнал «Oxford and Cambridge Magazine», где публиковал свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Хотя сам журнал просуществовал недолго, но Моррис продолжил свое литературное творчество - давнее увлечение легендами о короле Артуре вдохновило его на создание в 1858 году сборника «Защита Гвиневеры и другие стихи».
Он был основателем «Движения искусств и ремесел». Движение оформилось как художественный стиль во второй половине 19 века. Участники этого движения считали, что эстетически продуманная среда обитания человека - радующие глаз здания, искусно сработанная мебель, гобелены, керамика – должна способствовать совершенствованию общества в интересах и производителей, и потребителей.
Моррис в 1860 году построил и обставил собственный дом, который широкой общественности стал известен под названием «Красный дом». «Красный дом» являясь одним из первых образцов архитектуры «Движения искусств и ремесел», стал попыткой осуществления синтеза архитектуры, живописи и декоративного искусства, совокупным произведением пространственных искусств.
Развивая эксперимент, начатый строительством «Красного дома», Моррис в 1861 году основал фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршал, Фокнер и Ко – Работники искусства». Он и его единомышленники пытались вернуться к великолепию средних веков и выпускали обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Вскоре он стал единоличным владельцем данного предприятия, которое быстро развивалось и сохраняло позиции ведущей мануфактуры Европы почти 100 лет.
С середины 1870-х годов Моррис увлекся политикой и участвовал в различных общественно-политических движениях и партиях, а в конце 1880-х занялся издательской деятельностью. Он основал издательство «Келмскотт-пресс», опять же с целью возрождения средневековых традиций, но уже книгопечатания.
Книги издавались малыми тиражами, весь процесс производства, от изготовления бумаги до печатания на станке, был ручным, и для некоторых экземпляров использовался пергамент. Моррис сам верстал все книги, рисовал инициалы и миниатюры, создавал новые типографские шрифты, работал печатником. К тому же он является автором ряда книг собственного сочинения и нескольких картин.
Уильям Моррис скончался 3 октября 1896 года в Лондоне.
Творчество Уильяма Морриса
Сборники стихотворений:
«The Defence of Guinevere» - художественное воспроизведение средневековой жизни;
«Life and death of Jason», «Earthly paradise» - искание новой красоты в классических и христианских преданиях;
Проза:
«A Tale of the House of the Wolfings, and All the Kindreds of the Mark Written in Prose and in Verse» («Сказание о доме Вольфингов и всех племенах в прозе и поэзии»(1889) - романтическая реконструкция жизни германских племён с элементами сверхъестественного и пространными поэтическими вкраплениями; оказала определённое влияние на «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина
«Вести ниоткуда» (1890) - социалистический роман-утопия.
«The Wood Beyond the World» (1894) - один из первых романов-фэнтези.