Сергей Варчук родился 19 апреля 1956 года в городе Свердловск. Тут, в промышленном городе, где и близко не было моря или океана, начал мечтать о далёких морских странствиях и кораблях.
После окончания общеобразовательной школы уральский парень отправился в Ленинград. Здесь он планировал поступить в высшее инженерное морское училище имени адмирала С. О. Макарова. Но не сложилось: подвело зрение. Тогда Сергей решил, что раз он не сможет стать капитаном корабля, то вполне мог бы эти корабли строить, а потом их испытывать, выходя на морские просторы. Но и здесь неудача: в Ленинградском кораблестроительном вузе он провалил экзамен по физике.
В расстроенных чувствах Варчук вернулся в родной город. Он подал документы в местный университет на физфак. Учился здесь год, без особого желания и огонька. Но под конец года ориентиры Сергея сбились окончательно. Парень как-то попал на дипломный спектакль сестры, которая училась в Свердловском театральном училище. И вдруг понял, что сцена – это именно то, к чему неистово потянулась его душа.
Сдав сессию, Сергей Варчук отправился служить. Этот перерыв ему был нужен для того, чтобы окончательно разобраться в себе, определиться, куда же его тянет больше всего.
После армейской службы молодой человек уже точно знал, какой дорогой пойдёт. Он бросил университет и отправился в Москву. Так как никакой подготовки у него не было, то поступить в театральный вуз с первой попытки не удалось. Но сходить с выбранного пути Варчук не собирался. В конце концов, он поступил в Школу-студию МХАТ и был зачислен на курс к талантливому артисту и наставнику Олегу Ефремову.
Сергею и его однокурсникам невероятно завидовали. На ребят смотрели как на уже состоявшихся артистов МХАТа, которым в то время руководил Ефремов. Но для их наставника это было непростое время. Театр раздирали противоречия, шло его разделение. Олег Ефремов приходил к своим студентам уставший. Здесь он отдыхал душой и строил планы. Ефремов мечтал, что вместе со своими «артистами» организует новый молодёжный театр.
К сожалению, всем этим планам не судилось воплотиться в жизнь. И после четырёх лет учёбы сокурсники Сергея Варченко, да и он сам, оказались перед перспективой быть отправленными в глубинку.
Между 3 и 4 курсом театрального вуза Сергею Варченко несказанно повезло. Он снялся в мелодраме Бориса Дурова «Не могу сказать «Прощай»». Как раз к окончанию Школы-студии МХАТ фильм вышел на экраны и превратил вчерашнего студента в узнаваемого актёра. Начинающий актёр пребывал в эйфории. Ему казалось, что его «оторвут с руками» в любом столичном театре, в который он придёт.
Но реальность оказался иной. Столичных театров в начале 1980-х было гораздо меньше, чем теперь. Да и время оказалось непростым: в театрах Москвы полным ходом шло сокращение штата. На пенсию отправляли известных артистов, чьи имена знала вся страна. А уж о том, чтобы устроиться молодому актёру, и речи не шло. Чтобы остаться в столице, требовалась прописка.
Варчука спасло то, что Олег Ефремов сумел добиться, чтобы дипломный спектакль его курса ввели в репертуар МХАТа. Постановка шла 4 раза в месяц и приносила Сергею 16 рублей дохода. Прожить за такие деньги в столице не представлялось возможным, но это давало право жить в Москве.
Основной статьёй дохода молодого артиста было кино. После мелодрамы Дурова и сыгранной главной роли Варчука знают и приглашают сниматься. В 1984-ом он появился в картинах «Благие намерения», «Как стать знаменитым» и «Ускорение». И пусть эти фильмы не принесли ему известности, а роли оказались эпизодическими, но молодой актёр был занят.
В 1985-86 годах кинематографическая биография Сергея Варчука развивается дальше. Ему предложили небольшие роли в картинах «Говорит Москва», «Тайная прогулка», «Голова Горгоны» и «Михайло Ломоносов». В последней исторической ленте он сыграл Гриню. Но роли, соразмерной Сергею Ватагину из фильма-лидера проката 1982 года «Не могу сказать «Прощай»», который в своё время посмотрели больше 34 миллионов зрителей, не было.
Во второй половине 1980-х Сергей Иванович снимается гораздо больше. В его фильмографии появляются такие значимые работы, как приключенческая лента «Голова Горгоны» и мелодрама «И вся любовь…». Свежую волну популярности принесла работа в боевике «Опалённые Кандагаром».
«Лихие 90-е» для артиста оказались тяжелы, как и для большинства его коллег. Москвичи были немало удивлены, когда встречали известного артиста с метлой или лопатой, убирающего двор. Сергею Варчуку действительно пришлось на протяжении двух лет работать дворником в одном из столичных ЖЕКов, ведь людям этой уважаемой профессии позволялось получить служебное жильё, а через 5 лет – прописку в столице. Артист не то чтобы стыдился работы, но ему надоело каждый раз реагировать на расспросы и удивлённые взгляды москвичей, которые его узнавали. Он старался работать ранним утром или поздним вечером, тем более, что днём выходил на театральную сцену.
К чести артиста нужно сказать, что театр он не бросал ни на минуту в самые тяжёлые времена. Сегодня Сергей Варчук тоже выходит на подмостки: он актёр Театра имени К. С. Станиславского. Спектакли с его участием также выходят в Театре Луны.
Тёмная полоса невостребованности в кино прошла с приходом нового века. Зрители увидели любимого актёра в исторической драме «Русский бунт», снятой по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Ему досталась хоть и небольшая, но яркая роль – лихого кавалериста Зурина.
Можно увидеть Сергея Варчука и в сериалах. Самые популярные из них «Поворот ключа», «Тайный знак» и «Золото Югры». Работа в последнем проекте едва не стоила артисту жизни. При посадке у вертолёта, в котором находились актёры, отвалился задний винт. От катастрофы уберегло лишь то, что колёса вертолёта увязли в зыбком песке.
Из последних фильмов и сериалов, в которых появился Сергей Варчук, следует отметить рейтинговые проекты «Графиня де Монсоро», «Самозванцы», «Воровка», «Дронго», «Пять минут до метро», «Детективное агентство «Иван да Марья»» и «Станица».
Многие зрители запомнили Сергея Варчука по его работе в качестве ведущего. Длительное время он вёл передачу «Служба спасения».