Актер театра и кино. Народный и Заслуженный артист России. Играл на сцене Московского государственного академического Малого Театра. С блеском исполнил роль телевизионщика, первого возлюбленного главной героини мелодрамы «Москва слезам не верит». Всего в фильмографии актера около двух десятков картин. В кино в основном играл роли второго плана.
Юрий Васильев родился 12 октября 1939 года в Москве. Его мать работала библиотекарем, а отец - инженером. В школе мальчик увлекся театром, поэтому мать записала сына в драматический кружок. Ему больше всего хотелось научиться понимать других людей, поэтому наилучшей возможностью для этого он видел перевоплощение.
После окончания средней школы юноша поступил в один из самых престижных театральных вузов страны - Российский институт театрального искусства (ГИТИС), из которого он выпустился в 1961 году.
Выпускника сразу же пригласили в труппу Малого театра, где Васильев прослужил почти четыре десятка лет, оставаясь неизменным участником практически всех спектаклей. Зрители хорошо помнят актера по таким постановкам, как «Ревизор», «Разбойники», «Господин Боркман», «Достигаев и другие», «Растеряева улица», «Перед заходом солнца» или «Самый последний день».
В кино Юрий Васильев дебютировал в студенческие годы, когда учился на последнем курсе. Причем ему сразу досталась главная роль - актер сыграл Николоса Стангаса в драматической ленте «Ловцы губок». Затем появился в фильме-спектакле «Вашингтонская история» и мелодраме «Цари».
Популярность принесла главная роль в обаятельной драме «Журналист» режиссера Сергея Герасимова. Его героем стал преуспевающий молодой журналист, который приехал в промышленный городок на Урале, чтобы разобраться в письменных жалобах гражданки Аникиной. Там у него появляется много друзей и случается любовь. Фильм считается образцом социалистического реализма.
Казалось бы что внешность актера, его талант и мастерство должны были обеспечить славу в кинематографе. Но нет. На его счету всего пара десятков картин, где он грает второстепенных героев. Артист пользовался успехом на театральной сцене.
Если за десять лет, прошедших с первого появления на экранах, актер появился только в пяти кинокартинах, то в театре этот же период он получил шестнадцать ролей. Репертуар артиста включал в себя как классические, так и современные постановки.
Серьезную часть театральной биографии Юрия Николаевича составили роли в спектаклях по признанным произведениям русской классической литературы, причем чаще всего основами спектаклей становились произведения, изначально предназначенные авторами для драматургии: пьеса «Власть тьмы» Льва Николаевича Толстого, его же пьеса «Живой труп», драма «Гроза» и комедия «Бешеные деньги» Александра Николаевича Островского, драма в стихах Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад», комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
Появлялся актер и в спектаклях мировых классиков. Причем в постановке «Веер леди Уиндермиер» по одноименному произведению Оскара Уайльда сыграл сначала безымянного молодого человека, а уже через год получил роль Мистера Дамбла. Также участвовал в постановках по «Разбойникам» Фридриха Шиллера и поздней пьесе Генрика Ибсена «Йун Габриель Боркман».
В 1970-е годы число кинокартин начало расти. Поклонники могли видеть его в военной картине «Личное счастье», телесериале «Первые радости» и музыкальной комедии «Красавец-мужчина». Но, все же большинство киноролей продолжали оставаться второстепенными.
Пик славы артиста пришелся на конец 1970-х годов. Сначала актер сыграл князя Орловского в оперетте «Летучая мышь», а после этого получил роль эгоистичного Родиона Рачкова в культовой мелодраме «Москва слезам не верит», удостоенной знаменитой кинопремии «Оскар».
Никто из съемочной группы не участвовал в церемонии награждения. Режиссер о присужденном «Оскаре» вообще узнал только из новостного сообщения в программе «Время». Награду вместо представителей съемочной группы получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. В самом Советском Союзе фильм получил Государственную премию.
В 1980-е и 1990-е годы стоит отметить такие фильмы Васильева, как киноповесть «Коней на переправе не меняют», драму «Нам здесь жить», мюзикл «Мы из джаза» и молодежную картину «Валентин и Валентина».
В последние годы жизни Юрий Николаевич продолжал много трудиться. Артист участвовал в создании фантастического боевика «Крик дельфина», шпионской ленты «Оглашению не подлежит» и криминальной драмы «Ничего не случилось».
Юрий Николаевич Васильев скончался 4 июня 1999 года в Москве. Причиной смерти стал сердечный приступ. Это случилось дома. После ужина он по обыкновению прилег на диван и включил телевизор, а ближе к ночи жена обнаружила его бездыханное тело.
Тело было кремировано в крематории Николо-Архангельского кладбища 8 июня 1999 года. Урна с прахом захоронена в Москве на Донском кладбище.
Отец - Николай Николаевич Васильев (1903-1971), инженер-электрик.
Мать - библиотекарь
Жена - Нелли Ивановна Корниенко (1938-2019), актриса.
Дочь - Екатерина (род. 1967).
Внук - Николай (род. 1993).