Французский модельер. Основатель модного дома «Givenchy». Первооткрыватель направления «прет-а-порте». Наследие мэтра стало образцом непревзойденного вкуса и утонченности, которые смог привнести только истинный аристократ и отчаянный служитель искусства.
Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши родился 21 февраля 1927 года в городе Бове, Франция. В возрасте двух лет потерял отца. Воспитывать мальчика матери помогала бабушка, которая познакомила его с рукоделием, разрешала внуку играть с лоскутами ткани, которые держала в корзинке для шитья. В 1937 году побывал на универсальной выставке искусства и техники в Париже, где заинтересовался творениями культовых французских кутюрье. После этого стал рисовать, воспроизводя по памяти изящные линии, и дополнял фасоны собственными идеями, мечтал прикоснуться к струящемуся шелку и тончайшему кружеву.
Годы Второй мировой семья Живанши пережила тяжело: умерла бабушка, мать бралась за любую черную работу, а сыновья как могли помогали женщине. В 1945 году, как только Париж вновь задышал мирной жизнью, Юбер поехал туда с намерением стать учеником модельера. Юноша поступил в Национальную школу изящных искусств, а параллельно с учебой начал постигать азы кутюрного мастерства.
В ранней молодости Юбер де Живанши стал учеником таких мэтров, как Жак Фат, Роберт Пиге, Люсьен Лелонг. Особый трепет и благоговение испытал, работая со своим кумиром Эльзой Скиапарелли. С 1947 по 1951 год молодой аристократ являлся учеником модельерши и директором ее фирменного бутика.
Де Живанши 2 февраля 1952 года открыл собственный Дом моды «Givenchy», став самым молодым кутюрье Парижа. Помогла в этом семья, поверив в его талант и ссудив ему фамильный капитал. Однако денег все равно оказалось мало, поэтому для первого показа дизайнер выбрал недорогие ткани и фурнитуру, сделав ставку на оригинальность кроя и фасона. Изюминкой коллекции стала блузка «Беттина». Модель блузы с очаровательными рюшами, украсившими рукава, оказалась хитом заказов и обеспечила модельера первыми клиентками, многие из которых навсегда остались преданными элегантному стилю мастера.
В 1953 году Живанши познакомился со своим кумиром, испанским модельером Кристобалем Баленсиага. Школа испанца стала для Юбера невероятным опытом и кладезем профессиональных секретов, которые применял на протяжении творческой карьеры. Вторым другом, появившимся в этот период, стала актриса Одри Хепберн. Их сотрудничество началось с фильма «Сабрина», когда дизайнер сделал для артистки несколько нарядов, среди которых роскошное белое платье, расшитое черным шелком, украсившее главную романтическую сцену фильма.
Номинировавшийся в нескольких категориях на «Оскар» фильм Билли Уайлдера взял заветную статуэтку исключительно за костюмы. Однако награда уплыла к художнику по костюмам Эдит Хэд, официально прописанной в титрах фильма. И так бы осталось имя де Живанши непричастным к оскароносному успеху, если бы не Хепбёрн. Волевая и решительная актриса публично огласила имя автора нарядов и настояла на поправках в протоколе церемонии. А потом еще и лично извинилась перед модельером.
Отныне всю одежду для звезды создает де Живанши. Его знаменитые наряды можно увидеть в картинах «Забавная мордашка», «Завтрак у Тиффани», «Как украсть миллион». Одри на долгие годы стала лицом модного дома «Givenchy», а в 1957 году в ее честь «зазвучал» и новый аромат от кутюрье, навеянный очаровательным образом актрисы. Первые духи «L′Interdit» положили начало развитию целого направления - Parfums Givenchy.
В том же году Юбер де Живанши создал знаменитое платье-кокон. Нарочито свободное сужалось к низу, скрывая линию талии, которую прежде принято лишь подчеркивать. Такой революционный подход означал только одно - пора сделать одежду для женщин не только красивой, но и удобной. Именно французский модельер становится первооткрывателем направления «прет-а-порте» и предлагает массовое производство готовых платьев класса люкс.
Еще одним новшеством от креативного дизайнера стали универсальные костюмы-двойки - жакет и юбка. Этот наряд позволял трансформировать его, надевать с иными предметами гардероба.
В конце 1960-х - начале 1970-х годов де Живанши открывает мужское модное направление и переезжает из Парижа в Нью-Йорк. Но слава опережает талантливого кутюрье, и здесь его уже ожидает целое созвездие именитых клиенток. Среди них и звезды Голливуда Элизабет Тейлор, Марлен Дитрих, а также первые леди государства - принцесса Монако Грейс и супруга президента Джона Кеннеди Жаклин.
В это время мэтр сотрудничал с кинематографом и создал наряды для Брижит Бардо в фильме «Если бы Дон Жуан был женщиной». После этого завершил работу с величайшим из искусств.
В 1988 году кутюрье продал свой преуспевающий дом моды французскому бизнесмену Бернару Арно, а тот присоединил его к своей империи Louis Vuitton Moët Hennessy. К этому времени дом был успешно развивающейся структурой, в числе его продуктов находились не только одежда и парфюмерия, но и обувь, сумки, предметы роскоши.
При сделке оговорено, что в течение семи лет Юбер де Живанши останется на посту художественного руководителя и главного дизайнера Дома. Согласно договоренности мэтр покинул этот пост в 1995 году, объявив, что уже не может творить с прежним энтузиазмом. Модельера сильно подкосила смерть его музы Одри Хепберн.
В последние годы де Живанши жил уединенно в любимом поместье Le Clos: писал картины, собирал антиквариат, ухаживал за дивным садом, участвовал в организации модных выставок и реализовывал оригинальные художественные проекты. В 2007 году разработал дизайн почтовых марок, выпущенных ко Дню святого Валентина.
Юбер де Живанши умер 10 марта 2018 года в возрасте девяноста одного года.
Книги:
«Givenchy: 40 ans de creation» (1991)
«Hubert de Givenchy: entre vies et legends» (2000)
«Hubert de Givenchy: pour Audrey avec tout mon amour» (2017)
В марте 2016 года состоялась премьера документального фильма Эрика Пеллерена «Hubert de Givenchy: A Life in Haute Couture». Автору удалось собрать множество интересных фактов о жизни и творчестве мэтра.
Отец - Люсьен Таффен де Живанши, потомок венецианских архитекторов, сын маркиза. Во время Первой мировой войны выучился на летчика, воевал на фронте и всю свою недолгую жизнь был предан этой романтической профессии.
Мать - Беатрис Баден, дочь французского художника Жюля Бадена, который к тому же был преуспевающим предпринимателем, организовав бизнес по производству гобеленов. Дедом Беатрис был известный в то время живописец Пьер-Адольф Баден.
Брат - Жан-Клод де Живанши