Император Византийской империи (527-565).
Православный святой. Почитается в лике благоверных.
Флавий Петр Савватий Юстиниан родился 11 мая 482 года в селе Таор, Северная Македония. Рос в семье бедного иллирийского крестьянина Савватия. В возрасте двадцати пяти лет молодой человек прибыл в Константинополь и затем в течение некоторого времени изучал богословие и римское право, после чего ему присвоено звание candidati, то есть личного телохранителя императора. Примерно в это время дядя, император Юстин I усыновил его и дал имя Юстиниан.
Юстиниан являлся начальником доместиков, специального корпуса дворцовой стражи. В правление Юстина один или два раза исполнял консульские обязанности. Считается достоверным, что в первый раз стал консулом в 521 году. После консульства назначен на высшую военную должность магистра армии.
Популярность Юстиниана в это время выросла настолько, что Сенат обратился к престарелому императору с просьбой назначить его своим соправителем, однако Юстин на это предложение ответил отказом. Сенат, тем не менее, продолжал настаивать на возвышении, прося присвоить ему звание nobilissimus, что и произошло до 525 года, когда ему присвоено высшее звание цезаря.
В том же году Юстиниан отличился как полководец, возглавив византийский флот в семидесяти судов и добровольцев из Византии, которые отправились в своего рода «крестовый поход» против влиятельного и богатого иудейского государства Химьяр, контролировавшего торговлю на юге Аравии и в Красном море. Поход вызван как экономическими причинами, так и религиозными противоречиями: фанатичный царь Зу Нувас Юсуф Асар Ясар из Химьяра убил там транзитных византийских купцов и перекрыл торговлю Аксума с Византией.
Высадившись в двух местах аксумские войска и византийские добровольцы разгромили войска Химьяра, Зу Нувас убит при попытке помешать высадке. Захваченные территории Химьяра насильственно обращались в христианство, упорствущих в своей вере иудеев убивали, либо изгоняли. Эта победоносная заморская операция стала не только самой сложной по удаленности театра военных действий, важной в религиозном смысле, но и очень выгодной для Византии.
С течением времени здоровье императора ухудшалось, усиливалась болезнь, вызванная старым ранением в ногу. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем.
Церемония произошла на Пасху, 4 апреля 527 года - Юстиниан и его супруга Феодора коронованы как август и августа. Окончательно получил полную власть 1 августа 527 года после смерти императора Юстина I.
Вступив на престол Юстиниан сразу развил бурную деятельность. В наследство императору досталось законодательство обремененное множеством неучтенных императорских указов и обширные собрания правовых мнений, что создало ситуацию правового хаоса. Менее чем через год после взошествия на престол учредил комиссию из десяти юристов для собрания нового свода законов, который закончен 7 апреля 529 года и получил название «Кодекса Юстиниана».
В 530 году Юстиниан I образовал новую комиссию из шестнадцати правоведов Константинополя и Бейрута для кодификации правовых мнений юрисконсультов. Плод их трудов стал известен как «Пандекты». Появление Пандектов, в свою очередь, потребовало ревизии Кодекса 529 года, которая появилась через пять лет. Император запретил комментировать Пандекты и таким образом окончательно оформил свод законов.
При этом император стал активно издавать новые законы с самого начала правления. Многие из его первых указов направлены на поддержание Православия и подавление иноверцев в империи - особенно манихеев, язычников и самаритян. Язычникам и еретикам запрещено вступать в гражданскую службу, крещеные христиане снова отпавшие в язычество подлежали смертной казни, также и лица уличенные в тайном язычестве. Учителя-язычники лишались стипендий из государственной казны, а если отказывались от крещения, их собственность изымалась и сами отправлялись в ссылку. Последний закон обусловил упразднение Афинской языческой академии.
Юстиниан смог удержать восточную границу с империей Сасанидов, благодаря своим военачальникам Велизарию и Нарсесу отвоевал у вандалов Северную Африку и вернул императорскую власть над Остготским королевством в Италии. Также захватил и восстановил как вассальное образование Боспорское царство в Крыму, населив его союзными гуннами и готами. По южному побережью Крыма по его приказу стала создаваться мощная оборонительная система, основными узлами которой стали новые крепости Алустон, Горзуиты и укрепленный пункт в Симболоне.
В январе 532 года в Константинополе на Императорском ипподроме во время проведения гонки колесниц типичная потасовка среди болельщиков переросла в крупнейший бунт. Болельщики зрелищ делились на несколько группировок по цветам, в частности, колесниц, за которые болели и которые ими содержались: белые, зеленые, красные, синие. На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными являлись две основные категории - «синие» и «зеленые». Обыкновенно враждующие корпорации болельщиков «голубых» и «зеленых» объединились и учинили беспрецедентный дебош.
Городской префект 10 января арестовал нескольких хулиганов-болельщиков и определил семерых к повешению за убийство. Двое из них, - один «голубой» и один «зеленый», - выжили из-за поломки подмосток, и во время очередных игр стали просить императора отпустить их. Император не отвечал и тогда болельщики объединились под лозунгом «Ника» и по городу начались побоища и поджоги. Император со двором укрылись во дворце.
Юстиниан пытался продолжить игры на следующий день, но бунты продолжались. Император пытался ублажить бунтарей удалением трех неугодных им министров, но это не помогло. Хулиганов не усмирило даже введение в город верной военной части из Фракии. После недели буйств, правитель вышел на ипподром с Евангелием в руках и пообещал амнистию бунтовщикам, но толпа стала угрожать ему и снова отступил.
Юстиниан отослал от двора по домам двух племянников императора Анастасия, Ипатия и Помпея. Толпы нашли Ипатия и провозгласили его императором - теперь бунт грозил переворотом, к мятежникам стали примыкать сенаторы. Юстиниан был готов бежать из столицы, но присутствие духа императрицы Феодоры удержало его. Вместо отступления решено жестоко подавить восстание - военачальники Велисарий и Мунд с воинами сошлись на ипподроме и около 30 тысяч собравшихся там бунтарей жестоко перебили.
Ипатий и брат его Помпеи схвачены и по настоянию императрицы обезглавлены, наказанию подверглись и примкнувшие к ним сенаторы. После этого восстание быстро улеглось и с тех пор уличные толпы не смели противиться императору до самых последних лет его правления.
Восстание «Ника» оставило столицу в руинах, что подстегнуло Юстиниана предпринять обширную архитектурную программу для возрождения и украшения города. Среди памятников украсивших в то время Константинополь стали так называемый Большой дворец, площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения, вновь отстроенная Феодорой церковь святых Апостолов В общей сложности в столице с ее предместьями построил двадцать пять церквей. Также устроены новые странноприимницы и больницы.
Работа над новым великим храмом Святой Софии, взамен разрушенного во время восстания, началась всего через 45 дней после подавления бунта. Тысячи рабочих под руководством ведущих зодчих империи и при личном участии императора, который заложил первый камень в основание постройки и дал несколько ценных инженерных советов, трудились над созданием невиданного по величию храма. Царь не пожалел огромных средств на благоукрашение главного храма империи. Освещение храма состоялось 27 декабря 537 года.
Воспринимая себя как наследника римских цезарей, Юстиниан считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Исходя из принципа абсолютной власти, полагал, что в хорошо устроенном государстве все должно подлежать императорскому вниманию. Понимая важность церкви для государственного управления, прилагал все усилия к тому, чтобы исполняла его волю.
В соответствии со своим стремлением, Юстиниан считал своим правом не только решать вопросы, связанные с руководством церкви и её собственности, но и устанавливать среди своих подданных определённую догму. Какого религиозного направления придерживался император, такого же направления должны придерживаться и его подданные. Император регулировал быт духовенства, замещал по своему усмотрению высшие иерархические должности, выступал в качестве посредника и судьи в клире. Покровительствовал церкви в лице её служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их привилегий. Наконец, устанавливал вероисповедное единство среди всех подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим вопросам.
Император узаконил церковные порядки и ортодоксальную доктрину, в частности позицию Халкидонского собора 451 года, согласно которой человеческое и божественное сосуществует в Христе в противовес точке зрения монофизитов, которые считали, что Христос является исключительно божественным существом, и несторианцев, которые утверждали, что Христос имеет две разные ипостаси - человеческую и божественную.
В последние годы жизни Юстиниана дела империи пошатнулись. В середине лета 556 года в Кесарии снова взбунтовались самаритяне, на этот раз в союзе с некоторыми иудеями, но бунт жестко подавлен. В декабре 557 года большое землетрясение вновь случилось в Константинополе и окрестностях, а в мае 558 года обрушился купол собора Святой Софии и его пришлось восстановить по новому плану. Около того же времени в столице случилась эпидемия чумы. В столице, начиная с 560 года, снова начались уличные беспорядки из-за военной обстановки, обнищания, а также нехватки хлеба и воды.
В последние же годы жизни старец-император уже мало заботился о внешних делах, проводил время во дворце в спорах и собеседованиях с иерархами и монахами. Весь погружался в ожидание вечной жизни и усиленно искал окончательного разрешения христологического спора. В те годы стала укрепляться ересь автортодокетов, отрасль монофизитства, учившая что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий.
Император оказался склонен к ней и в 565 году с бесчестием изгнал в с Константинопольского престола святителя Евтихия, который отверг новое учение. Летом Юстиниан разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, и готовился низвергнуть с патриаршего престола святителя Анастасия Антиохийского, также настоявшего на халкидонском учении. Однако, в это время император внезапно тяжело заболел и перед смертью принес покаяние Церкви.
Юстиниан I умер 14 ноября 565 года в возрасте восьмидесяти трех лет. Похоронен в крестообразном мавзолее пристроенном к храму Святых Апостолов.
Память совершается в Православной Церкви 27 ноября и в среду Светлой седмицы в Соборе синайских святых.
Юстиниан был изображён на одном из самых больших известных медальонов, украденном в 1831 году из Парижского кабинета медалей.
В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора
Литература:
«Увещевательные главы к императору Юстиниану» дьякона Агапита
«О постройках» Прокопия Кесарийского
«Экфрасис святой Софии» Павла Силенциария
«На землетрясения и пожары» Романа Сладкопевца
анонимный «Диалог о политической науке»
Данте Алигьери, поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6)
Николай Гумилев «Отравленная туника». Пьеса
Harold Lamb «Theodora and the Emperor». Роман
Михаил Казовский «Топот бронзового коня», исторический роман (2008)
Кей, Гай Гэвриел, дилогия «Сарантийская мозаика» - император Валерий II.
В. Д. Иванов. «Русь изначальная». Роман.
Кино:
фильм Геннадия Васильева «Русь изначальная» (СССР, 1985). Роль Юстиниана исполнил Иннокентий Смоктуновский
Феодора - реж. Леопольдо Карлуччи (Италия, 1921). В роли Юстиниана - Ферруччо Бьянчини
Феодора - реж. Риккардо Фреда (Италия-Франция, 1954). В роли Юстиниана - Жорж Маршаль
Битва за Рим - реж. Роберт Сиодмак, Эндрю Мартон, Серджиу Николаеску. В роли Юстиниана - Орсон Уэллс
Отец - Савватий
Мать - Вигилантия
Жена (525-548) Феодора (ок.500-548), византийская императрица, Почитается христианской церковью как святая