Зимний дворец - парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в городе Санкт-Петербург по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь - самую посещаемую достопримечательность Северной столицы.
Проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден в 1754 году. Современное трехэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный прорезан аркой парадного проезда. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление неупокоя, торжественности и великолепия.
Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1476 окон, 117 лестниц, включая потайные. Длина по фасаду со стороны Невы - 210 метров, со стороны Адмиралтейства - 175 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ, которым устанавливалась максимальная высота строящихся в Санкт-Петербурге жилых частных зданий - 23,47 м. Таким образом, жилые частные здания не могли превосходить по высоте Зимний дворец, прямо в указе не упоминаемый. Несмотря на перестройки и многие нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли.
Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Черного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и северо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы, «Церковная» и «Гаражная» западины, «Кухонный двор».
Трехэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа - двухсветные. Кирпичная кладка стен на известковом растворе весьма массивна, междуэтажные перекрытия выполнены как в виде кирпичных сводов, так и по балкам. Массивный карниз дворца устроен на каменном основании, которое поддерживают проходящие сквозь кирпичную кладку наружных стен железные скрепы.
Вся стропильная система и все перекрытия над залами в XVIII веке делались из дерева. Брандмауэров на чердаках до пожара не было. При восстановлении дворца главную роль уже стали играть железные конструкции. Столь массовое применение железа в строительстве было необычайным в мировой практике. Инженер Кларк разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы - «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца - «дутые эллиптические балки».
При устройстве перекрытий между ближайшими балками были сделаны микросводы из пустотелых гончарных горшков на известковом растворе. Снизу в залах крепили металлический потолок либо оштукатуривали. До пожара во дворце находилось 450 голландских и коробовых печей. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами - 86 пневматических печей расположились в подвалах, нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы.
Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Фасады дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.
Иорданская галерея - Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко
Иорданская лестница - Получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве
Фельдмаршальский зал - Первый зал так называемой Восточной анфилады Зимнего дворца был создан в 1833-1834 годах
Петровский (Малый тронный) зал - Создан в 1833 году. Посвящен памяти Петра I
Гербовый зал - Воссоздан Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма
Военная галерея 1812 года - Посвящена победе русского оружия над Наполеоном
Георгиевский (Большой тронный) - Создан в 1787-1795 годах по проекту Джакомо Кваренги
Большая церковь - Интерьер Большой церкви создан в стиле барокко
Малая церковь - Церковь имела золоченое барочное убранство, в ней был установлен двухъярусный иконостас
Пикетный (Новый) зал - Завершает Большую Анфиладу. Посвящен истории русской армии
Александровский зал - Должен был увековечить память об императоре Александре I
Собственная лестница
Мемориальная доска
Покои императрицы Марии Александровны
Белый (или Танцевальный) зал - Создан Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году
Золотая гостиная - Спроектирована в 30-е - 40-е годах XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны
Малиновый кабинет - Отделан по проекту Штакеншнейдера в 1852-1853 годах
Будуар
Синяя спальня
Аванзалы Невской парадной анфилады
- Аванзал - первое в Невской парадной анфиладе помещение
- Большой (Николаевский) зал
- Концертный зал
Малахитовая гостиная - Входила в состав личных покоев супруги Николая I - Александры Федоровны
Малая (Белая) столовая
12 ноября 1917 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Царская резиденция открыла свои двери не только придворным особам, а всем желающим.