Российский архитектор итальянского происхождения.
Академик архитектуры Императорской Академии художеств.
Яркий представитель направления елизаветинского барокко.
Франческо Растрелли родился в 1700 году в городе Париж, Франция. Мальчик появился на свет в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Его отец в 1716 году вместе с семьей приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы. Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству.
С 1725 года в течении пяти лет проходил обучение в Европе. В первое время помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Матвея Апраксина и Петра Шафирова. Первой же самостоятельной работой Франческо стал дом Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге, который построен в стиле североевропейской архитектуры. Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора.
После смерти Петра I Растрелли остался в России и продолжал работать. В 1730-х годах создает проект каменного дворца для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году.
Для императрицы Франческо спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы, а также новый Зимний дворец в Петербурге. Параллельно в эти же годы Растрелли построил вместительный и удобный манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей, а также прекрасные дворцы в Латвии: в Рундале и Митаве.
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ архитектора этих лет постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге. Стиль уже немного меняется: не отходя от архитектуры петровского времени усиливает свойственный ей пространственный размах. Традиции архитектуры европейского барокко переосмыслены им под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось также в применении характерных для русского зодчества колоколен, крылец, позолотой, растительными мотивами в декоре.
При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли также остался востребован. В 1746 году императрица решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы поручены Растрелли.
С 1747 года на протяжении пяти лет работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Вообще, при Елизавете архитектор выполнял огромный объем работ. Тогда же построил городские дворцы и пригородные усадьбы: дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли: ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.
Помимо дворцовой архитектуры Растрелли обновил и русское церковное зодчество: в 1750 году создал проект воссоздания Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой, а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого вел Иван Мичурин.
Еще одна знаменитая работа архитектора: перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов XVIII века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельские павильоны Эрмитаж и Грот. Именно в этих работах архитектора барокко достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Поразительна и роскошь внутреннего дизайна, которая сочетается с необыкновенной масштабностью.
Помимо глобальных строек Растрелли занимался и многочисленными частными заказами. Мастер строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева, Гостиный двор на Невском проспекте.
В 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы, так как его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. В августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и архитектор подает прошение об отставке.
Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона: тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Бирон, и архитектор с семьей уезжает к нему, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов.
Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, яркий представитель русского барокко Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды, пожаловал мастера званием генерал-майора и орденом Святой Анны.
Франческо Бартоломео Растрелли скончался 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге. Имя архитектора носит площадь в Санкт-Петербурге, ему установлен памятник в Царском Селе и в сквере Манежной площади Петербурга. Именем великого зодчего названа одна из галерей первого этажа Зимнего дворца, о нем сняты фильмы.
Рундальский дворец
Митавский дворец
Большой Петергофский дворец
Церковь Большого Петергофского дворца
Андреевская церковь
Смольный собор
Воронцовский дворец
Большой Екатерининский дворец
Павильон «Грот»
Павильон «Эрмитаж»
Царский дворец
Строгановский дворец
Зимний дворец
Жена - Уоллес.
Сын - Иосиф Яков.
Дочери: Елизавета Катерина и Элеонора.