Екатерина II удовлетворила прошение об отставке обер-архитектора Бартоломео Франческо Растрелли 3 ноября 1763 года, назначив ему пенсион в тысячу рублей в год. Растрелли, еще мальчиком привезенный в Россию отцом, флорентийским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, почти полвека без устали трудился во славу Петербурга.
Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора.
Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики. Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки.
Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
Период расцвета творчества архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге. Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова, Строгановский дворец.
С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве в 1752-1757 годах шла перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе, ныне город Пушкин. Две наиболее известные работы Растрелли - это ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его Иорданской лестницей.
С воцарением в 1762 году Екатерины II при дворе возобладало мнение, что барочный стиль устарел - императрица предпочитала классицизм, и Растрелли перестали давать заказы. Зодчий испросил отпуск и уехал на родину. Спустя год он вернулся с тайной надеждой, что интерес к его творчеству возродится, однако этого не произошло, и он решил уйти в отставку.