Групповое самосожжение нескольких человек в Пекине произошло в день китайского Нового года 23 января 2001 года в 14:40 на площади Тяньаньмэнь. Высказываются различные предположения о том, кто были люди, совершившие самосожжение, и почему они это сделали. Власти КНР утверждают, что самосожжение совершили пять приверженцев духовной практики Фалуньгун, последователи которой преследуются в Китае.
Источники, связанные с Фалуньгун, оспаривают достоверность этих утверждений и фотографий участников акции, заявляя о том, что учение Фалуньгун строго запрещает насилие и самоубийство. Некоторые западные журналисты и исследователи, в том числе Филипп Пэн и Даниэль Шехтер, также отмечают несоответствия в официальной версии этого события и предполагают, что самосожжение могло быть инсценировано китайскими властями с целью дискредитации движения и учения Фалуньгун.
По информации китайских государственных СМИ, группа из семи человек прибыла в Пекин из провинции Хэнань, после чего пятеро из них подожгли себя на площади Таньаньмэнь. Одна из пяти, Лю Чуньлин скончалась на месте при спорных обстоятельствах. Другая - двенадцатилетняя Лю Сыин - как сообщалось, умерла в больнице через несколько недель.
Оставшиеся три участника акции выжили. Этот инцидент быстро получил международную огласку. Через неделю после него по каналам Центрального телевидения Китая была передана видеосъемка самосожжения.
Через две недели после происшествия Филипп Пэн в газете The Washington Post опубликовал журналистское расследование, в котором утверждалось, что удалось установить личности двоих погибших участников акции, и что «никто не может подтвердить, что эти люди практиковали Фалуньгун». По утверждениям других журналистов и международных наблюдателей, власти КНР знали о готовящемся самосожжении.
По мнению Human Rights Watch, «это происшествие было одним из самых сложных для репортеров в Пекине в то время» из-за недостатка доступной независимой информации. Непосредственно общаться с выжившими участниками самосожжения могли только репортеры китайских государственных изданий. К пострадавшим не допускали ни родственников, ни журналистов международных СМИ.
В результате появилось и было опубликовано много версий произошедшего и мнений о его причинах. По одной из версий, это могло быть подстроено китайскими властями, чтобы обвинить Фалуньгун, по другой - это действительно была акция протеста сторонников Фалуньгун, есть также мнение, что эти сторонники были «новичками или не обученными», а потому не знали, что учение Фалуньгун запрещает подобные действия, высказывались и другие версии.
Так или иначе, но после этого происшествия властями КНР была развернута пропагандистская кампания против Фалуньгун, и эта пропаганда имела значительный успех. Журналист Time Мэттью Форни отмечал, что если раньше многие китайцы считали, что Фалуньгун не представляет собой реальной угрозы, и власти предпринимают чрезмерные репрессии против его сторонников, то после этого самосожжения многие из них поменяли свое мнение.
В ходе пропагандистской компании распространялись плакаты, листовки и видеозаписи с подробным описанием предполагаемых вредоносных последствий занятий практикой Фалуньгун, в школах проводились регулярные «антифалуньгунские» занятия.
CNN сравнивала эту государственную пропаганду с тем, что происходило во времена Корейской войны и Культурной революции. По данным журналистов The Washington Post Филипа Пэна и Джона Помфрета после того, как общественное мнение о Фалуньгун стало более негативным, китайские власти стали санкционировать «систематическое использование насилия» для ликвидации Фалуньгун.
В последующие годы, по данным организации Freedom House, репрессии китайских властей против сторонников Фалуньгун усилились, и количество их арестов, пыток и смертей в заключении значительно увеличилось.