Торжественное открытие клуба-кабаре «Летучая мышь» состоялось 29 февраля 1908 года. Балиев и Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома Перцова, где располагалось помещение театра. Навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так родилось название театра, а летучая мышь стала его эмблемой, эпатируя мхатовскую чайку на занавесе.
К 1908 году - десятой годовщине Художественного театра - пора замечательных «капустников», на которых артисты труппы любили развлекаться, дурачиться, острить, пародировать друг друга, подошла к новому этапу. «Капустники» выросли в клуб-кабаре «Летучая мышь». Один из организаторов и активных участников «капустников» Николай Федорович Балиев предложил снять помещение для отдыха артистов Художественного театра.
Николаем Балиевым, меценатом МХТ Николаем Тарасовым и другими артистами был снят подвал в доме Перцова напротив Храма Христа Спасителя. Открытие клуба «Летучая мышь» состоялось 29 февраля 1908 года.
В клубе артисты отдыхали, общались, показывали новые выступления, пародировали спектакли Художественного театра. Все чаще ставились спектакли с продажей билетов, и клуб превращался в театр-кабаре. Балиевым были приглашены артисты московских и петербургских театров, организована труппа. В постановках использовались анекдоты, каламбуры, шарады, песенки, романсы. Ставились спектакли и по классическим произведениям Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Гоголя, Антона Чехова.
Стены театра-кабаре были увешаны карикатурами и шаржами на театральные темы. Над входом в театр висела надпись «Все между собой считаются знакомыми», и желанные гости «Летучей мыши» могли расписаться в знаменитой книге рядом с автографами самого К. С. Станиславского, В. И. Качалова, О. Л. Книппер-Чеховой, Рахманинова и Айседоры Дункан.
«Околотеатральная публика» сразу попадала в самую гущу полной событий закулисной жизни. Словно проникнув в театр со служебного входа, зритель совершал захватывающее путешествие в мир театральных кулис, чувствуя себя интимно причастным художественной сфере.
Представления в «Летучей мыши» начинались в 23 часа 30 минут вечера. Зрители рассаживались по своим местам, гасился свет, а из партера на сцену, крадучись, направлялись актёры. Одетые в развевающиеся, как крылья летучей мыши чёрные балахоны, они, в такт мерцания красных лампочек, шёпотом напевали: «Мышка - летучий мой зверёк, мышка легка, как ветерок». Уже вовлечённая в процесс публика чувствовала себя на «равной ноге» со знаменитыми артистами.
Экспромты «случайно» оказавшихся в подвальчике «Летучей мыши» Веры Николаевы Пашенной, Николая Фёдоровича Монахова и даже Мари Петипа, на самом деле были продуманы и даже оплачены Балиевым. Таким образом, достигалось полное слияние зрительного зала и сцены. Богема состояла из коммерсантов, респектабельных чиновников и преуспевающей интеллигенции, которая играла в «художников» и «лицедеев».
После октябрьской революции в 1920 году Балиев с труппой выехал на гастроли за границу и обосновался в Париже. За границей «Летучая мышь» просуществовала до 1931 года.