День свободомыслия - набирающий популярность международный праздник, отмечаемый ежегодно 12 октября. Это праздник всех приверженцев свободомыслия и секуляризма. Зародившись в США изначально этот день был посвящен окончанию судебного процесса над салемскими ведьмами.
В ходе печально известного процесса над салемскими ведьмами по обвинению в колдовстве были казнены 19 человек, а еще около двухсот были брошены в тюрьму. Губернатор провинции Массачусетс-Бэй Уильям Фипс 12 октября 1692 года отправил письмо в Тайный совет Великобритании, в котором сообщил о своем намерении вмешаться. Именно благодаря вмешательству губернатора, отправившего в отставку действующий суд, слушание по делу было прекращено, а подозреваемые - помилованы.
Вмешательство Фипса - пример следования концепции секуляризма, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от религиозной веры. Поэтому помилование салемских ведьм считают важным событием приверженцы секуляризма и свободомыслия - течения общественной мысли, которое отстаивает свободу разума в поисках истины и отвергает религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры. Символ свободомыслия - садовые анютины глазки.
В России термины «вольнодумство» и «фармазонство», в значении «вольнодумство», появились во второй половине XVIII века. Чаще всего имели в употреблении негативную коннотацию: означали также критическое отношение к существующему социально-политическому строю. Обычно связывались с именем и учением Вольтера, слова «вольтерьянство» и «вольнодумство» употреблялись как равнозначащие, а также Дени Дидро и Д’Аламбера.
Вольтерьянство - общественно политическое течение в Российской империи, направленное на идеи Просвещения, опиравшегося на идеи и творчество французского просветителя и философа, писателя Вольтера. В вольтерьянстве характерна критика отечественной «Старины» и призыв к немедленным реформам. Рассвет вольтерьянства приходился на конец 1750-60-х годов. Так как в Российской империи не было католицизма и западно-европейского феодализма, идеи на серьезную просветительскую деятельность не воспринимали всерьез.
Были заимствованы лишь внешние черты вольтерьянского мировоззрения. С вольтерьянством связано также распространение радикальных идей, некоторых представителей этого течения отличали поверхностный гедонизм и атеизм, насмешки над духовенством. Вольтерьянство приобрело репутацию аморального учения, а после Великой французской революции стало синоним вредного вольнодумства, что сохранилось в XIX веке.
Социально-политический идеал вольтерьянства - «царство разума», то есть справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права - свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда.