День кино, также известный как Международный день кино и день рождения кино, - неофициальный праздник, который кинематографисты и любители кино отмечают ежегодно 28 декабря, в годовщину проведения первого платного киносеанса.
История праздника
Французы Луи и Огюст Люмьер, ранее получившие патент на изобретенный ими аппарат «синематограф», 28 декабря 1895 года устроили в парижском «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек.
Технология, которая позволила развиться кинематографу, возникла в начале 1830-х годов. Жозеф Плато и Симон фон Штампфер почти одновременно изобрели устройство под названием фенакистоскоп, которое представляло собой вращающийся диск с отверстиями, при помощи которого можно было показывать серию рисунков, создавая эффект движущегося изображения.
Первую кинематографическую систему разработали Томас Эдисон и его соратник Уильям Диксон. В 1890 году они создали первую кинокамеру - кинетограф. В 1891 году появился первый кинетоскоп - прибор, позволяющий транслировать снятую пленку.
Созданный в 1895 году братьями Люмьер «синематограф» значительно усовершенствовал технологию - сделал прибор меньше, легче и мобильнее и сократил расход пленки, а 22 марта того же года на конференции, посвященной развитию французской фотопромышленности, братья Люмьер представили публике первый фильм на большом экране «Выход рабочих с фабрики».
Первым примером игрового постановочного фильма стала комедийная лента братьев Люмьер «Политый поливальщик», которая была включена в программу первого кинопоказа 28 декабря 1895 года. «Политый поливальщик» обладал законченной повествовательной структурой.
В фильме была экспозиция - человек поливает из шланга сад, завязка - мальчик за спиной поливальщика наступает на шланг, развитие действия с поворотной точкой - поливальщик в недоумении заглядывает в наконечник шланга, кульминация - мальчик убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика, и развязка - поливальщик бьет мальчика, тот убегает. Садовника сыграл Франсуа Клер, садовник поместья Люмьеров в Ла Сьота, а малолетнего хулигана - сын одного из слуг - Бенуа Дюваль.
В январе 1896 года состоялся показ легендарного «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота», при виде которого некоторые впечатлительные зрители в ужасе вскакивали с мест, боясь получить травмы или быть задавленными.
Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало возникновению новых художественных приемов съемки. В 1896 году был создан первый фильм с использованием монтажа - картина французского режиссера Жоржа Мельеса «Спасение из реки». Мельес также стал первым, кто использовал в кинематографе различные трюковые приемы - двойную экспозицию и совмещение разномасштабных изображений.
К началу XX века длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров, это соответствует 15-20 минутам демонстрации. С усложнением и удлинением сюжета фильмов качественно изменился подход к режиссуре и приемам актерской игры, начали формироваться жанры кинематографа, оформилось их художественное своеобразие, специфический набор изобразительных приемов. Студии и кинотеатры стали массово открываться во всех странах мира.
В России кинематограф появился с фильмом Владимира Ромашкова «Понизовая вольница» по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Премьера семиминутного фильма состоялась 15 октября 1908 года.
В 1925 году находившаяся на грани банкротства компания Warner Brothers рискнула создать первый звуковой проект. После нескольких неудачных проектов в октябре 1927 года на экранах появился фильм «Певец джаза», в котором музыкальные номера певца Эла Джолсона сочетались с его короткими репликами, фильм имел большой успех и знаменовал начало эры звукового кино.
Примерно в это же время начались эксперименты с цветом. В 1922 году вышел первый прообраз цветного фильма. В 1934 году был снят первый полноценно цветной короткометражный фильм системы Technicolor под названием La Cucaracha. Первый цветной фильм в полном метре «Бекки Шарп» американского режиссера Рубена Мамуляна появился в 1935 году, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был создан режиссером Николаем Экком в 1936 году.
В наше время зрителя уже не удивить простым изображением с идеально четкими деталями, а потому появляются новые технологии, неизвестные до недавних времен. Это и трехмерное изображение, создающее виртуальную реальность, и звуковые стандарты Dolby, отвечающие за воспроизведение звука высочайшей четкости, и разнообразные IMAX-технологии, гарантирующие массу эмоций от просмотра картины. Кино стало частью культуры каждой страны. Ежегодно киномир устраивает фестивали, вручает премии и открывает новые имена. Ежедневно эксперименты продолжаются.