Конная статуя российского императора Петра I, известная как памятник Медный всадник, на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Это одна из известнейших достопримечательностей Северной столицы, изображение которой можно найти на почтовых открытках и марках, конвертах и туристических путеводителях. Его с полным основанием называют визитной карточкой города.
Многие ошибочно полагают, что памятник выполнен из меди, однако он сделан из бронзы. «Медным» его стали называть в XVIII-XIX веках, тогда в русском языке бронзу называли словом «медь». Медный всадник является вторым конным памятником, посвященным Петру I. Первый из них, работы скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице.
Модель всадника создал французский скульптор Этьен Фальконе, которого рекомендовал Екатерине II философ Дени Дидро. Работа над статуей заняла у Фальконе 2 года. Помощниками скульптора были Федор Гордеев, вылепивший змею, и ученица Фальконе - Мари Анн Колло, создавшая голову статуи. В 1773 году в помощь французскому мастеру был назначен архитектор Юрий Фельтен, который занимался общим руководством.
Гипсовая модель была закончена летом 1769 года и ожидала отливки. Сам Фальконе никогда не занимался подобной работой и потому отказался самостоятельно отливать статую. Первая, не совсем удачная, отливка состоялась в 1775 году. В процессе работы лопнула труба и только благодаря мастерству литейщика Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Верхнюю часть закончили во время второй отливки, спустя 2 года.
Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень», на котором установлен памятник. Его нашли недалеко от деревни Конная Лахта. На этом месте образовался Петровский пруд, после извлечения камня. Перевозка и установка заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 7 октября 1770 года. После обработки камень значительно потерял в объеме.
Фальконе изобразил императора в простой развевающейся одежде, что по мнению автора отражает героизм Петра I. Царь восседает на медвежьей шкуре, которая символизирует народ, цивилизованный государем. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора в качестве полководца. Петр I сидит на вздыбленном коне, под ногами которого извивается змея, что символизирует успешную борьбу с внешними угрозами. Кроме того змея служит более практичной цели, она обеспечивает устойчивость монумента, так как основной вес скульптуры приходится на задние ноги коня.
Торжественное открытие памятника состоялось 18 августа 1782 года. На постаменте имеется надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», таким образом Екатерина II хотела показать преемственность власти.