Русский и американский артист балета. Хореограф. Педагог. Основоположник классического романтического балета XX века. Выступал личным балетмейстером знаменитой Анны Павловой.
Михаил Фокин родился 23 апреля 1880 года в городе Санкт-Петербург. Его мать, Екатерина Андреевна очень любила театр и сама в свое время мечтала о сцене. Однако сценическая жизнь у нее не сложилась и всю свою страсть и любовь к театральному искусству передала своим детям. Именно мама отдала сына в хореографическое училище, в класс представителя знаменитой балетной династии Николая Легата, тем более что мальчик обладал хорошими природными задатками. Также учителями Миши выступали Павел Гердт и Платон Карсавин.
Петербургское училище исключительное значение придавало балетной технике и ученики долгие часы проводили в классах, а также участвовали в постановках Мариинского театра. Основное формирование Фокина происходило в балетной среде, где артист проникался духом классической школы, видя ее достоинства и недостатки.
Выступать на большой сцене начал еще в школьные годы, в спектаклях «Щелкунчик» и «Спящая красавица». По окончании училища его зачислили в труппу театра, где довольно быстро вырос до солиста, исполняя партии в «Корсаре», «Спящей красавице», «Пробуждении Флоры».
Однако танец не давал ему ощущения полноты жизни. Фокин видел себя постановщиком. Наблюдая за работой выдающихся хореографов Мариуса Петипа и Льва Иванова, Михаил вырабатывал собственный взгляд на классический балет и у него появилось устойчивое мнение о необходимости модернизации танца.
Первые заметные работы появляются в 1908 году: «Египетские ночи», «Умирающий лебедь», «Шопениана». После встречи с Сергеем Дягилевым биография Фокина резко меняется. Антрепренер предложил постановщику принять участие в создании балетных спектаклей для гастролей в Париже. В течение трех лет Михаил Михайлович являлся единственным хореографом Русских сезонов. За эти годы смог собрать вокруг себя команду, в которую входили Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина. Фокин создает выдающиеся работы, которые до сих пор восхищают зрителей. Это спектакли: «Шехерезада», «Карнавал», «Жар-птица», «Подводное царство», «Нарцисс», «Синий бог», «Призрак розы», и вершина творчества, «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского.
До 1918 года Фокин совмещал работу с Дягилевым с постановками в Мариинском театре, но революционные события в России вынудили его покинуть страну. Со временем Михаил Михайлович переехал в Соединенные Штаты Америки, где открыл первую балетную школу и ставил спектакли с русской музыкой: «Русские праздники», «Громовая птица», «Паганини» на музыку Сергея Рахманинова и «Русский солдат» Сергея Прокофьева.
Всего за свою жизнь Фокин поставил семьдесят балетов, каждый из которых имел свои находки. Именно он прививает Америке любовь к классическому балету, формируя национальную школу и традицию. Балеты Фокина стали настоящим достоянием искусства танца в XX веке. Реформа хореографа заключалась в том, что предложил создавать не отдельные танцы, а целостные произведения, в которых гармонично сочетались пластика, музыка и декорации. Также его заслугой стало возрождение мужского танца, который совсем уже исчезал к тому времени. постановщик создал новые жанры: балеты-миниатюры, бессюжетные пластические зарисовки.
В своем творчестве Фокин старался сотрудничать только с единомышленниками, людьми, влюбленными в искусство. Мастер проникся идеями кружка «Мир искусства» и активно привлекал выдающихся творцов к созданию своих спектаклей.
Отдельной темой в биографии балетмейстера стоит великолепный тандэм: Михаил Фокин и Анна Павлова. Вместе начали работать над спектаклем «Шопениана», который в полной мере продемонстрировал гений обоих творцов. Еще одной значительной удачей Фокина стало открытие Вацлава Нижинского, которого увидел в учебном классе и пригласил в свой спектакль. На протяжении нескольких лет танцор задействовался в каждом спектакле хореографа.
Михаил Михайлович Фокин скончался 22 августа 1942 года в американском Нью-Йорке. Похоронен в городе Гринберг, на межконфессионально кладбище Фернклифф.
Орден Академических пальм
Репертуар
1912 - Пьеро, «Бабочки» в собственной постановке (Бабочка - Матильда Кшесинская)
Постановки
Мариинский театр
1907 - «Эвника» Андрея Щербачева (Эвника - Матильда Кшесинская, Актея - Анна Павлова, Петроний - Павел Гердт; благотворительный спектакль в пользу Общества защиты детей от жестокого обращения)
1912 - «Бабочки» на музыку Роберта Шумана в оркестровке Николая Черепнина (Бабочка - Матильда Кшесинская, Пьеро - сам балетмейстер; благотворительный спектакль в пользу Литературного фонда)
1915 - «Эрос» на музыку Серенады Петра Чайковского (Девушка - Матильда Кшесинская, Юноша - Анатолий Вильтзак, Эрос - Петр Владимиров, Ангел - Фелия Дубровская)
Мать - Екатерина Андреевна;
Жена - Вера Фокина, танцовщица.
Сын - Виталий (род. 1905), хореограф.