Австрийский композитор. Дирижер. Скрипач. Один из лучших музыкантов XIX века. Автор танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт. Вошел в историю музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил почетное звание «короля вальсов».
Иоганн Штраус родился 25 октября 1825 года в городе Вена, Австрия. Отец, известный композитор Иоганн Штраус-старший, хотел, чтобы сын пошел по коммерческой линии, но юноша решил идти по стопам отца и тайком обучался игре на скрипке и композиции и весьма в этом преуспел.
Сочинять Штраус начал очень рано: первый вальс написан в шестилетнем возрасте. Всего композитор написал около пятисот танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, проявленная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой: таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса. Среди них исключительную популярность во всем мире приобрели «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».
Австрийский композитор работал и в жанре оперетты. Первые оперетты не удались, а третья, «Летучая мышь» оказалась холодно принята венской публикой, боготворящей Штрауса за вальсы. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах данная оперетта, снова поставленная в Вене достойно оценена зрителями. К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон». Эти две работы Штрауса совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха.
В 1880-х «Летучая мышь» и «Цыганский барон» поставлены на русской сцене, а в конце XIX века «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены». На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 1930-х годов после появления на экранах фильма «Большой вальс».
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился.
Иоганн Штраус скончался 3 июня 1899 года в Вене. Причиной стала пневмония. Похоронен на кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и Франца Шуберта.
Его незаконченный балет «Золушка» в следующем году завершил Йозеф Байер. Кроме этого после смерти Штрауса были поставлены несколько оперетт, смонтированных из различных его произведений. Первой из них стала «Венская кровь», лейтмотивом которой служит одноимённый вальс Штрауса. Штраус незадолго до кончины дал разрешение на создание этого произведения, но сценического успеха оно не имело.
Все свое состояние Иоганн завещал музыкальному обществу. Адели досталась только рента. Она пережила мужа на 31 год, полностью посвятив себя созданию музея Штрауса и публикации его произведений. Она даже разыскала и сохранила любовные письма мужа к Ольге.
Родился в семье известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего. Его прадед Иоганн Михаэль Штраус (1720—1800) из Буды (часть Будапешта) был евреем, принявшим католичество. Данный факт позже, с помощью фальсификации документов, пытались скрыть нацисты, называвшие музыку Штрауса «немецкой». Двое из четырех братьев Штрауса-младшего (Йозеф и Эдуард) тоже стали известными композиторами.
1856 году он стал постоянным дирижером летних концертов при Павловском вокзале с огромным окладом. В течение пяти лет выступлений в Павловске Штраус переживает серьЕзное увлечение русской девушкой, Ольгой Смирнитской (1837-1920), но родители Ольги Василий Николаевич и Евдокия Акимовна Смирнитские воспрепятствовали их браку.
В 1862 году Ольга сообщила Иоганну о своей свадьбе с офицером Семёновского полка Александром Степановичем Лозинским (1840-1920). После этой вести Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, выступавшей под псевдонимом «Трефц» (Henrietta Treffz). Биографы отмечают, что Йетти была внешне похожа на Ольгу Смирнитскую. Йетти была старше Штрауса на 7 лет и к тому же имела семерых внебрачных детей от разных отцов. Тем не менее брак оказался счастливым, Генриетта стала верной и заботливой женой и импресарио мужа.
В 1878 году, после смерти Йетти Иоганн женился на молодой немецкой певице Анжелике Дитрих. Вскоре этот брак распался.
В 1882 году Штраус женится в третий и последний раз, на Адели Дойч (1856-1930), вдове сына банкира Антона Штрауса. Она была еврейкой и не хотела переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы не стали венчать, поэтому для оформления развода и нового брака Штраус становится протестантом-евангелистом и принимает германское гражданство, став подданным герцога Саксен-Кобург-Готского. Окончательно брак с Аделью был оформлен в 1887 году.
Орден Франца Иосифа
Орден Красного орла IV степени
Орден Короны IV класса (Пруссия)
Орден Почетного легиона
Орден Изабеллы Католички
Орден Меджидие IV степени
Орден Льва и Солнца V степени
Орден Святого Александра Невского
За свою жизнь Иоганн Штраус создал 496 произведений, в том числе 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 15 оперетт, комическую оперу и балет. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
Оперетты и другие театральные постановки
Индиго и сорок разбойников (Indigo und die Vierzig Räuber, 1871)
Карнавал в Риме (Der Karneval in Rom, 1873)
Летучая мышь (Die Fledermaus, 1874)
Калиостро в Вене (Cagliostro in Wien, 1875)
Принц Мафусаил (Prinz Methusalem, 1877)
Жмурки (Blindekuh, 1878)
Кружевной платок королевы (Das Spitzentuch der Königin, 1880)
Веселая война (Der lustige Krieg, 1881)
Ночь в Венеции (Eine Nacht in Venedig, 1883)
Цыганский барон (Der Zigeunerbaron, 1885)
Симплициус (Simplicius. 1887)
Рыцарь Пасман (Ritter Pásmán, опера, 1892)
Принцесса Нинетта (Fürstin Ninetta, 1893)
Яблочный праздник (Jabuka, 1894)
Ясменник душистый (Waldmeister) (1895)
Богиня Разума (Die Göttin der Vernunft, 1897)
«Золушка» (Aschenbrödel, 1899, балет, посмертно) - единственный балет в творчестве композитора.
Венская кровь (Wiener Blut, 1899, посмертно)
Знаменитые вальсы
Вальс «Весенние голоса» в исполнении Альфреда Грюнфельда.
Песни любви (Liebeslieder, op. 114, 1852)
Прощание с Петербургом (Abschied von St Petersburg, op. 210, 1858)
На прекрасном голубом Дунае (An der schönen blauen Donau, op. 314, 1867)
Жизнь артиста (Künstlerleben, op. 316, 1867)
Сказки Венского леса (Geschichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868)
Вино, женщины и песни (Wein, Weib und Gesang, op. 333, 1869)
Тысяча и одна ночь (Tausend und eine Nacht, op. 346, 1871)
Венская кровь (Wiener Blut, op. 354, 1873)
Калиостро (Cagliostro-Walzer, op. 370, 1875)
Прекрасный май (O schöner Mai!, op. 375, 1877)
Розы с юга (Rosen aus dem Süden, op. 388, 1880)
Поцелуй (Kuss-Walzer, op. 400, 1881)
Весенние голоса (Frühlingsstimmen, op. 410, 1883)
Лагуны (Lagunen-Walzer, op. 411, 1883)
Венские женщины (Wiener Frauen, op. 423, 1886)
Императорский вальс (Kaiser-Walzer, op. 437, 1888)
Памятники Штраусу установлены в Вене и в Павловске под Санкт-Петербургом, где композитор гастролировал десять сезонов.
Австрийская памятная монета 50 шиллингов 1999 года - выпущена по поводу 100-летия смерти Иоганна Штрауса-младшего.
Образ в кино
Фильм «Венские вальсы» (англ. Waltzes from Vienna, 1934) режиссера Альфреда Хичкока: кинорассказ о написании вальса «На прекрасном голубом Дунае» австрийского композитора Иоганна Штрауса-младшего.
Жизни и мелодиям Иоганна Штрауса посвящен популярный американский фильм «Большой вальс» (1938). Сюжет фильма имеет мало общего с реальной жизнью композитора.
В 1951 году в Австрии вышел биографический фильм о Иоганне Штраусе «Вена танцует» (нем. Wiener Walzer).
Караяновская запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована кинорежиссером Стенли Кубриком в звуковой дорожке к фильму «Космическая одиссея 2001 года» (Кубрик перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку).
Вальс «Венская кровь» (нем. Wiener Blut) использован в мультфильме «Про мышонка Иоганна», а также в саундтреке к фильму Гая Ричи «Шерлок Холмс. Игра теней» (в несколько переработанном композитором Гансом Циммером виде).
Фильм «Прощание с Петербургом» (СССР, 1971) рассказывает о пребывании Штрауса в России.