Выдающийся французский композитор. Дирижер. Реформатор музыки XX века. Вошел в историю как один из ведущих представителей музыкального импрессионизма. Его открытия в области гармонии, ритма, лада и оркестровки привели к новым стилистическим течениям в музыке.
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур, Франция. Музыкальные способности мальчика обнаружились очень рано. В возрасте семи лет начал заниматься фортепиано и гармонией. В возрасте четырнадцати лет поступил в Парижскую консерваторию. Уже в студенческие годы создал талантливые произведения.
Многое композитор воспринял от музыки Эммануэля Шабрие, Эрика Сати, Клода Дебюсси, а также русских композиторов Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского. Известность Равелю принесло в 1899 году произведение «Павана на смерть инфанты», а еще через два года создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы.
Непревзойденный мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель является автором оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.
Музыка Мориса Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, звукопись с ритмической определенностью, строгостью форм. Композитор упростил изложение музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам: ясности стиля, чувству меры и красоты.
Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронт, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых: фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе Петра Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку. Погибшим друзьям посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена».
В 1920-х годах Равель знакомится с русским постановщиком Сергеем Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с Вацлавом Нижинским в главной партии. Тогда же Морис много гастролирует по странам Европы и Америки: дает концерты как пианист и дирижер, исполняя преимущественно свои сочинения. Всюду его встречал восторженный прием благодарных почитателей.
Все это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нем композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел и заказ этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. На сцене парижской «Гранд-Опера» 22 ноября 1928 года состоялась премьера «Болеро». Популярность этого сочинения не имеет границ. Его триумфальное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.
Начиная с 1933 года Равель страдал от серьезного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора были «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот», написанные для русского певца Федора Шаляпина.
Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятой с целью лечения афазии. Похоронен великий композитор на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.
Награды Мориса Равеля
Орден Почетного Легиона
Римская премия
Творчество Мориса Равеля
«Старинный менуэт» для симфонического оркестра (1895)
«Шехеразада», увертюра для симфонического оркестра (1898)
«Павана на смерть инфанты» для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
«Игра воды» для фортепиано (1901)
Струнный квартет № 1 (1903)
«Шехеразада», цикл песен для сопрано или тенора с оркестром (1903)
Сонатина для фортепиано (1905)
«Отражения» для фортепиано (1905)
«Испанская рапсодия» для симфонического оркестра (1907)
«Испанский час», опера (1907)
«Ночной Гаспар» (традиц. перевод «Ночные видения») для фортепиано (1908)
«Моя матушка Гусыня», пьесы для фортепиано (1908—1910), для оркестра (1911), балет
«Благородные и сентиментальные вальсы» для фортепиано (1911); версия для оркестра (1912)
«Дафнис и Хлоя», балет (1912)
Фортепианное трио ля минор (1914)
«Гробница Куперена», фортепианная сюита (1917), 4 пьесы оркестрованы (1919)
«Вальс», хореографическая поэма для оркестра (1920)
«Цыганка», концертная рапсодия для скрипки и фортепиано (или оркестра) (1924)
«Дитя и волшебство», опера (1925)
«Мадагаскарские песни», цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано (1926)
Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1927)
«Болеро» для симфонического оркестра (1928)
Концерт для фортепиано с оркестром G-dur (1931)
Концерт для фортепиано (для левой руки) с оркестром D-dur (посвящен Паулю Витгенштейну, 1930)
«Три песни Дон Кихота к Дульсинее», цикл песен для баритона и симфонического оркестра (1933)
Память Мориса Равеля
В 1975 году в Лионе открыт концертный зал «Аудиториум Мориса Равеля».
Семья Мориса Равеля
Отец - Жозеф Равель (1832-1908), швейцарский автомобильный инженер.
Мать - Мари Делюар (1840-1916).