Российский оперный певец. Бас. Народный и Заслуженный артист России. Ведущий солист московского государственного академического Большого Театра. Известен по постановкам «Севильский цирюльник», «Орлеанская дева», «Борис Годунов», «Трубадур», «Свадьба Фигаро», «Богема», «Бал-маскарад», «Золотой петушок», «Любовь к трем апельсинам», «Каменный гость».
Александр Науменко родился 11 февраля 1956 года в городе Ворожба, Украина. Мальчик вырос в семье учителя музыкальной школы. С детства в доме звучала музыка, когда отец брал в руки баян и ему подпевала мать: казачка, которая обладала хорошим голосом и слухом. Малыш с удовольствием подпевал родителям. А когда подрос, то родители отвели сына в первый класс музыкальной школы, где ребенок по примеру отца выбрал себе баян.
После окончания средней школы Науменко приняли в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Затем поступил в Ростовскую консерваторию, где стал заниматься вокалом. Ежедневно, отучившись Александр направлялся в эстрадный оркестр на подработку. Репертуар в то время состоял из песен Муслима Магомаева. Об опере начинающий певец имел довольно смутные представления, но чувствовал, что ему надо развиваться.
Вскоре Александр узнал, что из столицы приехал педагог Гуго Ионатанович Тиц, который устраивает прослушивания и разыскивает в провинции таланты. Проявив настойчивость, Науменко выступил перед педагогом, чтобы узнать, что собой представляет. Рекомендация окрылила: будущий артист получил совет поступать в Московскую консерваторию. Не раздумывая, Александр Анатольевич поехал в Москву. Однако юноша так надеялся и волновался, что «перегорел» и не смог поступить. Полный разочарования решил бросить пустые мечты.
Вскоре Науменко жизнь забросила на кожевенный завод, где устроился жировальщиком. Завод выпускал различные виды кожи, предназначенные для изготовления обуви. Александр ходил между огромных бочек с жиром и открывал и закрывал в них краны, заполняя чаны с кожей жирами.
Совершенно неожиданно к потерявшему все иллюзии Александру Науменко из столицы пришло письмо. Его вызывали на учебу в консерваторию. Подпись оказалась до боли знакомая: Гуго Тиц В консерватории студент учился всерьез: отрабатывал правильное дыхание, умение опирать звук на диафрагму, постигал все тонкости профессии.
В возрасте двадцати девяти лет Науменко окончил консерваторию и поступил в аспирантуру. Его педагогом стала профессор, заслуженная артистка России Нина Львовна Дорлиак. Эта интеллигентная дама, мать которой в юности была фрейлиной при дворе, а позже оперной певицей и педагогом, прививала своим ученикам не только знания, но и изысканные манеры, умение держаться на публике, умение слушать лучших профессионалов.
Параллельно с учебой в аспирантуре шла стажировка на сцене Большого театра. Во время учебы в 1984 году певец принял участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов и заслуженно получил приз «За артистичность». В следующем году, в нидерландском городе Хертогенбонс Науменко выиграл первую премию и приз «За лучшее исполнение камерной музыки».
Окончив московскую консерваторию в 1988 году Науменко стал работать в Московской филармонии. Певец не забывал о самообразовании: брал уроки у известного немецкого певца Ханса Хоттера, который являлся одним из самых лучших исполнителей Рихарда Вагнера, а также в Австрии, у преподавателя Нормана Шетлера.
Профессиональный уровень Александра Анатольевича постоянно повышался и с 1991 года Науменко принят в постоянную труппу государственного академического Большого театра. Вскоре, дирижер Евгений Светланов дал ему исполнить роль Ивана Грозного в опере «Псковитянка».
На сцене Большого театра Науменко исполнил все основные басовые партии из репертуара театра: царь Додон в «Золотом петушке», князь Вяземский в «Опричнике» Чайковского, Лепорелло в «Каменном госте», Гремин в «Евгении Онегине», Мороз в «Снегурочке», Сальери в «Моцарте и Сальери», Банко в «Макбете». Однажды ему пришлось за двадцать дней выучить партию на немецком языке, чтобы принять участие в спектакле «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Певец с блеском исполнил партию Даланда.
Науменко много гастролирует по стране и за рубежом. Имеет обширный концертный репертуар. Первый исполнитель Сюиты для баса и органа на стихи Микельанджело Буанарроти Дмитрия Шостаковича. Участвовал в Международном фестивале «Басы XXI века», в фестивале «Моцартиана», в концерте русской духовной музыки в Московской консерватории.
Также, в 2006 году гастролировал в Японии с сольными концертами. С концертмейстером Александрой Науменко, своей дочерью, выступал в Германии, Италии. В 2015 году исполнил партию Собакина в опере «Царская невеста» на Фестивале искусств в Гонконге.
Параллельно с концертной деятельностью Науменко преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. Является доцентом, заведующим кафедрой сольного пения.
Награды и Признание Александра Науменко
1984 - Приз «За артистичность» Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки
1985 - Лауреат Международного конкурса вокалистов в Хертогенбосе (1-я премия и приз имени Элли Амелинг «За лучшее исполнение камерной музыки»)
2001 - Заслуженный артист Российской Федерации
2008 - Народный артист Российской Федерации
Творчество Александра Науменко
Репертуар
Дон Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лоре, Бертран («Орлеанская дева» П. Чайковского)
Никитич, Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Феррандо («Трубадур» Дж. Верди)
Дон Бартоло («Свадьба Фигаро» В. А.Моцарта)
Коллен, Бенуа, Альциндор («Богема» Дж. Пуччини)
Том («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Царь Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова)
Маг Челий («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева)
Лепорелло, Статуя Командора («Каменный гость» А. Даргомыжского)
Князь Вязьминский («Опричник» П. Чайковского)
Росполоне («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло)
Иван Грозный («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Сальери («Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Мороз («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Генерал в отставке («Игрок» С. Прокофьева, первая редакция)
Падре Гуардиано («Сила судьбы» Дж. Верди)
Иван Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Кочубей («Мазепа» П. Чайковского)
Банко («Макбет» Дж. Верди)
Иоганн Фауст («Огненный ангел» С. Прокофьева) — первый исполнитель в Большом театре
Даланд («Летучий голландец» Р. Вагнера)
Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича)
Пистола («Фальстаф» Дж. Верди)
Граф Ростов, Маршал Даву («Война и мир» С. Прокофьева)
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Бурундай («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Сурин, Нарумов («Пиковая дама» П. Чайковского)
Антонио («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Бертран («Иоланта» П. Чайковского)
Старый каторжник («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича)
Жеронт де Равуар («Манон Леско» Дж. Пуччини)
Барон Дюфоль («Травиата» Дж. Верди)
Единоутробный брат - Николай Добрынин, актер.
Жена - Ольга, научный сотрудник Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Дочь - Александра, концертмейстер-репетитор «Метрополитен-Опера» Нью-Йорк.
Сын - Тарас, валторнист. Артист оркестра Детского музыкального театра имени Н. И. Сац, Симфонического оркестра Москвы Русская филармония.