Сэмюэл Беккет
Samuel Barclay Beckett

Французский писатель. Поэт. Драматург. Член Американской академии искусств и наук. Яркий представитель модернизма в литературе. Один из основоположников театра абсурда. Получил известность как автор пьесы «В ожидании Годо». Лауреат Нобелевской премии по литературе.


Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 года в поселении Фоксрок, Ирландия. Рос спортивным и непоседливым мальчиком, более близким с отцом, нежели с педантичной и властной матерью. Получил строгое протестантское воспитание, обучался сначала на дому, затем, начиная с девяти лет, в школе Эрлсфорт. В 1920 году стал учеником частной Королевской школы Портора в Эннискиллене. В 1923 году поступил в знаменитый дублинский Тринити-колледж, где интенсивно изучал английскую и современную европейскую литературу, французский и итальянский языки.

В университетские годы Беккет стал регулярным посетителем дублинских театров, кинозалов, а также художественных галерей. Помимо этого, настойчиво и увлеченно занимался самообразованием, много читал, становится завсегдатаем Национальной галереи Ирландии, проникаясь страстью к изобразительному искусству. С 1925 по 1926 год много путешествовал, впервые посетил Францию и Италию. В 1927 году сдал экзамены, получил степень бакалавра лингвистики и по рекомендации своего учителя профессора Родмоуз-Брауна получил место преподавателя английского и французского языков в колледже Кэмпбелл в Белфасте.

Педагогическая практика угнетала будущего писателя и, проработав два семестра, благодаря программе преподавательского обмена отправился в Париж, в престижнейшую Эколь Нормаль сюперьер, на должность преподавателя английского языка. Здесь в 1929 году публикует в одном из журналов свой первый литературный опыт - критическое эссе «Данте…Бруно. Вико..Джойс» и первый короткий рассказ «Вознесение». Сближается с Джеймсом Джойсом и стал его литературным секретарем, помогая тому в работе над его последним и наиболее необычным и новаторским произведением, в итоге получившим название «Поминки по Финнегану».

Осенью 1930 года Сэмюэл Беккет вернулся в Тринити-колледж, где продолжал педагогическую деятельность в качестве ассистента профессора Родмоуз-Брауна, преподавая французский язык и читая лекции о Бальзаке, Стендале, Флобере, Жиде, Бергсоне. Лекторская работа и преподавание неимоверно тяготили писателя, поэтому, отработав один учебный год, покинул Тринити-колледж и возвратился в Париж. К этому времени относится написание поэмы «Блудоскоп», созданной в форме монолога от лица Рене Декарта, и критического эссе «Пруст» о творчестве французского модерниста Марселя Пруста.

В первой половине 1932 года, уже живя в Париже, Беккет работает над своим первым большим прозаическим произведением, романом «Мечты о женщинах, красивых и так себе». Следующий год выдался для писателя тяжелым. После смерти отца перебрался в Лондон, где жил в материально стесненных условиях и продолжал страдать от депрессии, неуверенности в себе и собственном будущем. В мае 1934 года наконец удается опубликовать свой первый сборник рассказов «Больше лает, чем кусает». В 1935 году вышел стихотворный сборник «Кости эха». К тому же времени относится начало работы над романом «Мерфи».

Ни писательская карьера, ни карьера литературного критика и эссеиста в Лондоне не задается. Беккет находится в процессе тревожного и большей частью безуспешного поиска себя в профессии и жизни. Пытается получить место преподавателя в университете Кейптауна, попутно пишет поэму «Каскандо», в период с октября 1936 по апрель 1937 года путешествует по нацистской Германии. Затем окончательно поселяется в Париже. Обосновавшись во Франции, пытается пристроить «Мерфи» в какое-либо из издательств, и после 42 отказов роман все-таки публикуется в марте 1938 года. Роман, написанный в отходе от привычных беллетристических лекал, полный специфического юмора, литературно-философских аллюзий, принят критиками весьма сдержанно и не имел никакого коммерческого успеха.

В 1940 году Сэмюэль Беккет стал участником Сопротивления. В 1942 году ячейку, в которой находился писатель разоблачают, ее участников арестовывают, и, спасаясь от преследований Гестапо, вынужден бежать в неоккупированную часть Франции, в небольшую деревню Руссийон. Здесь залег на дно, изображая из себя французского крестьянина и разнорабочего, зарабатывая на жизнь поденным трудом в поле, рубкой дров. Мрачный жизненный опыт, полученный в течение несколько лет, проведенных на юге Франции, в атмосфере неотступного страха за собственную жизнь, заброшенности и оторванности от мира, занятых тяжелым физическим трудом, лег в основу следующего прозаического произведения, третьего по счету романа «Уотт».

В период с 1946 по 1950 год Беккет продолжает работать над прозой, пишет короткие новеллы и романы. В это же время завершает работу над своим самым известным произведением, снискавшим ему мировую славу, - абсурдистской пьесой «В ожидании Годо». С 1951 по 1953 год издал прозаическую трилогию - романы «Моллой», «Малон умирает» и «Безымянный», сделавшую его одним из самых известных и влиятельных писателей XX века. Следуя успеху «В ожидании Годо», продолжил работать в качестве драматурга, в 1956 году получил заказ на создание радио-пьесы от Би-Би-Си, получившей название «Обо всех падающих».

Сэмюэл Беркли Беккет создал пьесы, заложившие фундамент так называемого театра абсурда - «Конец игры», «Последняя лента Крэппа» и «Счастливые дни». Эти работы, почти сразу ставшие международной театральной классикой, близкие по тематике с философией экзистенциализма, затрагивают темы отчаяния и воли к жизни перед лицом равнодушного к человеку и непознаваемого мира.В 1969 году получил Нобелевскую премию по литературе.

К началу 1970 годов творчество Беккета все более дрейфует в сторону минимализма и компактности. Ярким примером такой эволюции может служить пьеса «Дыхание», которая длится всего 35 секунд и не имеет ни единого действующего лица. Во время постановки пьесы «Не я» зритель имеет возможность лицезреть лишь ярко освещенный рот рассказчика, в то время, как оставшаяся часть сцены полностью покрыта мраком. Несмотря на то, что работы сфокусированы на индивидуальном «экзистенциальном» опыте отдельной, частной и в социальном плане маргинальной личности, в творчестве автора есть место и проявлению гражданской позиции. Примером может служить пьеса «Катастрофа».

Поздний период творчества Сэмюэля Беккета отмечен длительными паузами, продолжением прерванных драматургическими работами опытов с поэзией и прозой. В первой половине 1980 годов создал серию новелл «Компания», «Плохо увидено плохо рассказано» и «Худшему навстречу», в которых писатель продолжает диалог с памятью, голосами из прошлого. Последние годы вел чрезвычайно замкнутый образ жизни, избегая давать комментарии о своем творчестве.

Сэмюэл Беккет умер 22 декабря 1989 года в Париже в возрасте восьмидесяти трех лет.


Произведения Сэмюэля Беккета

Проза

Мечты о женщинах, красивых и так себе (1932)
Больше лает, чем кусает (1992) (рассказы)
Мерфи (1938)
Моллой (1951)
Малон умирает (1951)
Уотт (1953)
Безымянный (роман) (1953)
Как оно есть (1961)
Опустошитель (1971)
Мерсье и Камье (1974)
Собеседник (1979)

Пьесы

В ожидании Годо
Действие без слов 1
Действие без слов 2
Конец игры
Последняя пленка Крэппа
Театральный осколок 1
Театральный осколок 2
Счастливые дни
Игра
Приходят и уходят
Дыхание
Не я
That Time
Footfalls
A Piece of Monologue
Rockaby
Экспромт в стиле Огайо
Катастрофа
Что где
Элефтерия

Стихотворения

Poems

Сценарии

Фильм (1963; снят в 1964)

Музыка

Барретт, Ричард / Barrett, Richard (1959)
«Nothing elsewhere» для альта (1987-2005)
«I open and close» для струнного квартета (1983-1988)
«Another Heavenly Day» для инструментов и электроники (1990) по мотивам пьес

Беккета
Берио, Лучано / Berio, Luciano (1925-2003)
Sinfonia для 8 голосов и оркестра (1968) по пьесе «Безымянный»/«Unnamable» (1953)

Гласс, Филипп / Glass, Philip (1937)
Музыка к спектаклю «Игра»/«Play» (1965) по одноименной пьесе (1963)
Квартет N2 (1984), по рассказу Беккета «Собеседник»/«Company» (1979)
Балет «Beckett short» (2007) по сюжетам пьес Беккета

Джервазони, Стефано / Gervasoni, Stefano (1962)
«Два французских стихотворения Беккета»/«Due poesie francesi di Beckett» для голоса, басовой флейты, альта и ударных (1995)
«Pas si′» для аккордеона и 2 голосов (1998) на тексты Беккета

Караев Фарадж (1943)
«В ожидании Годо» для четырех солистов и камерного оркестра (1986) по одноименной пьесе (1952)

Куртаг, Дьердь / Kurtág, György (1926)
«Сэмюэл Беккет: что есть слово»/«Samuel Beckett: what is the word» op.30b на тексты

Беккета для речитирующего альта, голосов и камерного ансамбля (1991)
«…pas à pas - nulle part…» ор.36 на тексты Беккета для баритона, струнного трио и ударных (1997)

Ранд, Бернард / Rand, Bernard (1934)
«Memo 2» для тромбона соло (1973) по структуре пьесы «Не я»/«Not I» (1972)
версия «Memo 2B» для тромбона и женской пантомимы (1980)
версия «Memo 2D» для тромбона, струнного квартета и женской пантомимы (1980)
«…меж голосов…»/«…among the voices…» по Беккету для хора и арфы (1988)

Тернидж, Марк-Энтони / Turnage, Mark-Anthony (1960)
концерт «Five Views of a Mouth» для флейты и оркестра (2007) по мотивам пьесы

Беккета «Не я»/«Not I» (1972)
«Твоя колыбельная»/«Your Rockbaby» для саксофона и оркестра (1993) с использованием «ритмических» элементов из «Колыбельной»/«Rockbaby» (1981)

Фельдман, Мортон / Feldman, Morton (1926-1987)
«антиопера» «Ни…»/«Neither» по либретто Беккета (1977)
музыка к американской версии радиопьесы Беккета «Words and Music» для двух чтецов, двух флейт, вибрафона, фортепиано и струнного трио (1987)
«Сэмюэлю Беккету» для оркестра (1987);
нереализованная идея музыки к радиопьесе Беккета «Cascando» (1961)

Финнисси, Майкл / Finnissy, Michael (1946)
«Достаточно»/«Enough» для фортепиано (2001) по одноименному тексту (1966)

Хаубеншток-Рамати, Роман / Haubenstock-Ramati, Roman (1919-1994)
«антиопера» в одном действии «Игра» «Spiel» (1968) по одноименной пьесе (1963)

Холлигер, Хайнц / Holliger, Heinz (1939)
опера «Приходят и уходят»/«Come and Go» для 9 голосов и 9 инструментов (1976) по одноименной пьесе (1965)
«Не я»/«Not I» для сопрано и пленки (1980) по одноименной пьесе (1972)
опера «Что Где»/«What Where» (1988) по одноименной пьесе (1983)

Планируются к постановке (по информации на декабрь 2011 года)
Куртаг, Дьердь / Kurtág, György (1926)
опера по мотивам пьесы «Конец игры»/«Fin de partie» (1957) - Зальцбургский фестиваль, премьера запланирована на 2013 год

Булез, Пьер / Boulez, Pierre (1925)
опера по мотивам пьесы «В ожидании Годо»/ «En attendant Godot» (1952) - Alla Scala, Милан, премьера запланирована на 2015 год

Семья Сэмюэля Беккета

Отец - Уильям Фрэнк Беккет (1871-1933), происходил из зажиточной протестантской семьи. Профессионально занимался оценочной деятельностью в сфере недвижимости и сметами на строительство. Был прекрасным спортсменом, хватким бизнесменом, хорошим семьянином и отличался добродушным нравом

Мать - Мария (Мэй) Беккет, урожденная Роу (1871-1950), происходила из протестантской семьи прихожан Церкви Ирландии и принадлежала к среднему классу. Ее отец был владельцем мельницы и занимался заготовками и продажей зерна. В 15 лет Мэй осиротела, семейный бизнес оказался в расстройстве, и будущая мать писателя была вынуждена работать сестрой и сиделкой в госпитале, где и познакомилась со своим будущим мужем.

Жена - Сюзанн Дешево-Дюмениль. В браке с 1961 года

18.11.2020
Связанные новости и события
  • 03.08.1955
    03 августа 1955
    Состоялась премьера пьесы Самуэля Беккета «В ожидании Годо»
    В Лондоне, 3 августа 1955 года, состоялась премьера пьесы ирландского драматурга Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Изначально, произведение было написано на французском языке, а затем переведена на английский, в котором имеет подзаголовок «трагикомедия в двух действиях». Пьеса признана самым влиятельным англоязычным драматургическим произведением XX века.
  • Французский писатель
  • Лауреат Нобелевской премии (1969)

Родился: 13 апреля 1906 года (118 лет назад)
Умер: 22 декабря 1989 года (34 года назад)
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.