Берлинский Городской дворец располагался в историческом центре столицы Германии на Дворцовой площади, острове Шпреинзель. Он являлся главной резиденцией бранденбургских маркграфов и курфюрстов, а позднее прусских королей и германских императоров. Здание имеет многовековую историю, но было снесено в 1950 году из-за серьезных повреждений. Решением федеральных и земельных властей страны был принят проект «Гумбольдт-форум» по строительству на старом месте, в кубатуре дворца, нового здания, с восстановлением трёх исторических фасадов.
Дворец постоянно был не достроен из-за смены власти, архитекторов и архитектурных стилей. Однако он и окружавшие его здания представляли собой уникальный ансамбль в центре Берлина, став одним из выдающихся произведений протестантского барокко и занял значительное место в истории искусства. Этим он во многом обязан талантливому архитектору Андреасу Шлютеру. Классицистское убранство помещений также считалось шедевром своего времени. Берлинский Городской дворец являлся одним из лучших образцов королевских резиденций Европы.
12 июня 2013 года на месте строительства Берлинского городского дворца состоялась церемония закладки первого камня в присутствии германского президента Йоахима Гаука.
6 февраля 2006 году начался постепенный снос здания Дворца Республики, который завершился к концу 2008 года. Официальной причиной сноса объявлено наличие вредного для здоровья асбеста в строительной смеси, из которой построен дворец.
В 2007 году Бундестаг принял решение о воссоздании здания. На проектирование и строительство было потрачено более 500 миллионов евро из федерального бюджета. Кроме того, участие в проекте восстановления исторического здания приняли частные инвесторы.
23 апреля 1976 года состоялось торжественное открытие Дворца Республики, построенного на месте Городского дворца. Строительство продолжалось 2 года 8 месяцев. Над проектом работали архитекторы Хайнц Граффундер, Карл-Эрнст Свора, Вольф-Рюдигер Айзентраут, Гюнтер Кунерт, Манфред Прассер и Хайнц Ауст.
В 1964 году с южной стороны площади было возведено здание Государственного Совета ГДР. В него был встроен исторический портал Городского дворца с балконом, с которого кайзер Вильгельм II призывал нацию объединится, а позднее Карл Либкнехт провозгласил в Германии социалистическую республику.
1 мая 1951 года площадь Маркса и Энгельса, где ранее находился дворец, с стала местом проведения демонстраций и парадов с трибуной для руководства страны.
7 сентября 1950 года по приказу Вальтера Ульбрихта Городской дворец был взорван. Для новых властей он был символом прусского абсолютизма, и руководство ГДР отказалось от идей дорогостоящего восстановления разрушенного здания.
С 1945 года некоторые помещения дворца, в том числе Белый зал, были кое-как восстановлены для проведения выставок. Во время съемок фильма «Освобождение» развалины дворца использовались как декорации, по которым стреляли боевыми снарядами для создания большего кинематографического реализма.
3 февраля и 24 февраля 1945 года здание Берлинского городского дворца пострадало от разрушений и пожара в результате масштабных бомбардировок. Дворец, у которого сохранились лишь внешние и несущие стены, лестничные марши и отдельные помещения крыла с Белым залом, представлял собой живописную и драматическую картину грандиозных руин.
9 ноября 1918 года лидер социалистов Карл Либкнехт с балкона Берлинского городского дворца провозгласил в Германии социалистическую республику. Этому предшествовало поражение в Первой мировой войне и отречение кайзер Вильгельма II от престола.
31 июля 1914 года последний император Германии, кайзер Вильгельм II с балкона Городского дворца обратился с речами к жителям Берлина, призывая к национальному единству в преддверии начинавшейся Первой мировой войны. В своем обращении к он изобразил себя жертвой.
В 1832 году архитектор Фридрих Август Штюлер возвел купол над порталом восточного фасада и построил капеллу, над которой был возведен огромный купол - 75 м в диаметре, по проекту архитектора Шинкеля. Внешний облик дворца сохранился практически без изменений. Во внутреннем убранстве дворца напротив происходили многочисленные и иногда значительные изменения.
В 1713 году после смерти Фридриха I его преемник, король Фридрих Вильгельм I уволил большинство работавших при дворе художников из соображений экономии и поручил завершить строительство дворца неизвестному ученику Шлютера Мартину Генриху Бёме. Он также приказал вырубить великолепные деревья в Люстгартене, который заложил его дед. Нового короля интересовали армия, муштра и парады.
В 1706 году Шлютер по желанию короля начал возводить 100-метровую колокольню, так называемую Монетную башню. Видимо, архитектор ошибся в расчетах или, может быть, песчаная почва оказалась зыбкой, но башню из-за угрозы падения разобрали, а Шлютера лишили должности главного архитектора, оставив, правда, за ним руководство скульптурными работами и оформлением янтарной комнаты. В 1713 году стены почти готового янтарного кабинета рухнули. Виноватым опять оказался Шлютер и его со скандалом уволили.
Вместо Шлютера руководство проекта поручили его сопернику, шведскому архитектору Эозандеру фон Гете. Он планировал вдвое увеличить дворец, но удалось ему построить немного. Под его руководством возводится парадный вход, даже скорее въезд во дворец, который так и называли «Эозандер триумф портал». Он планировал завершить дворец монументальной башней.
В 1699 году Фридрих I масштабное превращение дворца в грандиозный образец архитектуры протестантского барокко. Руководил работами архитектор Андреас Шлютер. Он построил королевский дворец, не считаясь ни с какими затратами. Водным путем из Саксонии были доставлены блоки песчаника. Сотни мастеров вырезали орнаменты карнизов, розетки и метопы на балюстрадах.
На крыше были установлены 47 фигур орлов с распростертыми крыльями. Размах крыльев достигал 2,6 метров, 488 окон, некоторые из которых имели огромные размеры, многочисленные двери, все детали украшались орнаментами. При строительстве и оформлении интерьеров были использованы все виды искусств: живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Дворец стал апофеозом прусской королевской власти.
В 1649 году благоустройством обветшавшего дворца занялся Великий курфюрст Фридрих Вильгельм. Позднее во времена его правления были оформлены внутренние помещения дворца как, например, «Кугелькаммер» и «Брауншвейгская галерея».
В 1590 году при курфюрсте Иоганне Георге, по проекту придворного архитектора Рохуса, графом Линар было возведено западное крыло дворца и прилегающая придворная аптека.
В 1465 году была построена позднеготическая часовня Эразма. По приказу курфюрста Йоахима II архитекторами Каспаром Тайссом и Кунцем Бунтшу по образцу замка в Торгау была построена роскошная резиденция в стиле Ренессанса.
В 1443 году Курфюрст Фридрих II по прозвищу «Железный зуб» начал строительство дворца на реке Шпрее, на месте крепости, контролировавшей пересекающиеся торговые пути.