Премьера фантастического фильма «Сталкер»

Советский фантастический фильм-притча «Сталкер» режиссера Андрея Тарковского был снят на киностудии «Мосфильм» по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Премьера фильма состоялась в городе Москва 19 мая 1980 года.

Это одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского, который говорил, что в нем он «легально коснулся трансцендентного». Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. При проявке пленки практически полностью испорчен по техническим причинам первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками.

Фильм получил Приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года. Действие фильма происходит в вымышленном пространстве, у героев нет имен - только прозвища.

Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма было зарегистрировано падение метеорита. В районе падения начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и обнесли колючей проволокой.

Главный герой фильма - недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он живет в бедности с женой и больной дочерью. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли проводником Профессор и Писатель.

Фильм начинается в черно-белой гамме с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Здесь картина становится цветной. Цель путников - найти ту самую Комнату. Выясняется, что вход в нее расположен в нескольких сотнях метров от начала пути.

Сталкер требует, чтобы спутники беспрекословно подчинялись его указаниям, объясняя, что прямой путь в Зоне не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны скептически. Троица отправляется в долгий обходной путь.

В чем конкретно состоит опасность ловушек, в фильме не раскрывается, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, больше не спорит со Сталкером. Благополучно избежав всех ловушек Зоны, в том числе и самой опасной из них - «мясорубки», - герои добираются до Комнаты.

Профессор, как выясняется, имел своей целью не загадать желание, а уничтожить Комнату, он нашел созданную им ранее, а потом спрятанную в Зоне 20-килотонную бомбу. Свое намерение он мотивировал стремлением предотвратить претворение в жизнь опасных подсознательных желаний, которые могут привести к гибели человечества. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, иначе люди потеряют надежду, которую и давал им Сталкер, приводя в Зону.

Писатель отказывается загадывать желание, объясняя это тем, что никому не дано в полной мере понять и признать свои самые сокровенные мечты, и поэтому использовать Комнату в своих целях никто не сможет. Поняв, что в Зону ходить бессмысленно, как и разрушать Комнату, Профессор разбирает и выбрасывает бомбу.

С порога Комнаты герои, так и не загадав желания, уходят назад. Сталкер возвращается домой к жене и дочери. Он говорит жене, что в людях не осталось веры, необходимой как для похода в Зону, так и для жизни. В последнем эпизоде фильма дочь Сталкера внезапно обнаруживает парапсихологические способности.

Так тяжело давшийся фильм, пятая из семи крупнейших работ режиссера, открывает зрителям позднего Тарковского. Картина была в целом оценена критиками как одно из его наиболее значительных произведений и замечательное явление мирового кинематографа в целом.

Исследованию картины как кинематографического, культурологического и философского феномена посвящено множество научных трудов. В память о фильме Тарковского как о явлении в мировой культуре с 1995 года в Москве проводится кинофестиваль «Сталкер».

Создатели и актерский состав фильма «Сталкер»

Режиссер - Андрей Тарковский

Сценаристы - Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Андрей Тарковский

Операторы - Александр Княжинский, Георгий Рерберг, Леонид Калашников

Композитор - Эдуард Артемьев

Художники - Александр Бойм, Андрей Тарковский, Шавкат Абдусаламов, Нэлли Фомина, Рашит Сафиуллин

Директор фильма - Александра Демидова

Актеры - Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Наташа Абрамова, Файме Юрно, Е. Костин, Раймо Ренди, Сергей Яковлев, Владимир Заманский

Производство - Мосфильм, Vtoroe Tvorcheskoe Obedinenie

Премьера - 19 мая 1980 года

Бюджет - 6 000 000 рублей, Зрители в СССР - 4 300 000

Жанр - фантастика, драма, детектив, приключения

Награды фильма «Сталкер»

Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году. Специальный приз «Лукино Висконти» национальной итальянской кинопремии «Давид ди Донателло» режиссёру Андрею Тарковскому в 1980 году. Картина входит в число 250 лучших фильмов по версии IMDb, занимая 206-е место по состоянию на 11 января 2019 года.

Связанные статьи

Лучшие фильмы Российского кинематографа

Культура

Киноконцерн «Мосфильм»

Искусство

Тарковский Андрей Арсеньевич

Кинорежиссер
Кино

Стругацкий Аркадий Натанович

Советский писатель-фантаст
Культура

Стругацкий Борис Натанович

Российский Писатель
Культура

Артемьев Эдуард Николаевич

Российский Композитор
Музыка

Кайдановский Александр Леонидович

Драмматический актер
Культура

Солоницын Анатолий Алексеевич

Драмматический актер
Культура

Фрейндлих Алиса Бруновна

Актриса
Культура
Связанные новости и события
  • 19.05.2022
    19 мая 2022
    42 года назад состоялась премьера фильма «Сталкер»
    Один из самых загадочных фильмов мирового кинематографа вышел в прокат 19 мая 1980 года. Это известная научно-фантастическая притча была снята Андреем Тарковским по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фильм был признан классикой авторского кино. «Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трех лет. «Сталкер» стал одним из самых значимых произведений в творчестве Андрея Тарковского. Приемы, которые использовал автор для создания фильма, стали предметом восхищения для профессионалов.
Дата события: 19 мая 1980 года (44 года назад)

Лучшие фильмы Российского кинематографа

Культура

Киноконцерн «Мосфильм»

Искусство

Тарковский Андрей Арсеньевич

Кинорежиссер
Кино

Стругацкий Аркадий Натанович

Советский писатель-фантаст
Культура

Стругацкий Борис Натанович

Российский Писатель
Культура

Артемьев Эдуард Николаевич

Российский Композитор
Музыка

Кайдановский Александр Леонидович

Драмматический актер
Культура

Солоницын Анатолий Алексеевич

Драмматический актер
Культура

Фрейндлих Алиса Бруновна

Актриса
Культура
ЗАКРЫТЬ X

rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Информационное агентство «Рустим», зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 14.02.2022 ИА № ФС 77 - 82757,
знак информационной продукции 16+
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.