Последним человеком, казненным в Германии с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене. Охота на ведьм - преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV - середины XVII веков.
В католических странах дела о колдовстве иногда рассматривались церковным судом - инквизицией, однако, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата». В протестантских странах подобные приговоры выносил исключительно светский суд, как, например, в знаменитом Салемском деле.
Распространены были также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. При следствии по делам о колдовстве нередко применялись пытки, впрочем, как и при других уголовных делах того времени, а осужденных зачастую приговаривали к смерти.
Современные исследователи оценивают общее число казненных за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40-50 тысяч человек. В некоторых странах, например Германии, в колдовстве обвиняли преимущественно женщин, в других, например в Исландии, Эстонии и России - мужчин. Вопреки распространенному мнению во многих странах и регионах Европы большинство жертв ведьмовских процессов были мужчинами.
Некоторые ученые отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «темного» Средневековья, которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами.
Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции.