В Петербурге, 5 октября 1782 года в деревянном театре купца Карла Книппера на Царицыном лугу, ныне Марсово поле, по случаю бенефиса выдающегося артиста, театрального деятеля и педагога Ивана Дмитревского «придворными актерами Ее Императорского Величества Екатерины II по письменному дозволению от правительства» была впервые исполнена комедия из пяти действий «Недоросль» Дениса Фонвизина.
Бенефициант выступил в резонерской роли полковника Стародума, вошедшей в число его коронных работ. А автор пьесы, принимавший самое деятельное участие в постановке, с удовлетворением писал московскому знакомому - «Успех был полный».
Эта пьеса является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой 18 века на русской сцене, а также и последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трех лет. Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике - осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства.
Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие имена: Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Софья - «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин.
Огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких и жизненных образов отрицательных персонажей, живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат: «Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды». Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными. А само произведение вошло в золотой фонд мировой литературы.