Российский писатель екатерининской эпохи. Создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Никиты Панина. Имел чин Статского советника. Его гениальная комедия «Недоросль» до сих пор с большим успехом ставится на многих сценах театров России. В последние годы своей жизни работал над автобиографией «Чистосердечное признание».
Денис Фонвизин родился 14 апреля 1744 года в городе Москва. Воспитывался в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым и Сумароковым.
С 1760-х годов юноша создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. В журнале «Литературное наследство» опубликован так называемый «ранний «Недоросль»». Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году перевел на русский басни Хольберга, а через год произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
Далее Фонвизин работает переводчиком, секретарем министра Елагина в коллегии иностранных дел. В 1769 году переходит на службу к графу Панину в качестве личного секретаря.
В 1768 году писатель создает сатирическую комедию «Бригадир». Пьеса получила широкий резонанс и Фонвизина, биография которого еще неизвестна в высших кругах, приглашали в Петергоф для чтения произведения самой императрице Екатерине II.
Вскоре, Фонвизин отправился заграницу, долгое время находился во Франции. Вернувшись в 1779 году в Россию, Денис Иванович поступает на службу советником канцелярии при Секретной экспедиции. В это же время писатель переводит книгу «Та-Гио». С 1781 года занимает место статского советника. Через год выходит в отставку.
Осенью того же года состоялась премьера самого главного произведения драматурга, комедии «Недоросль» в Санкт-Петербурге. В 1783 году пьеса поставлена в Москве. Также Фонвизин создает одно из лучших произведений русской публицистики, «Рассуждение о непременных государственных законах».
В этот период писатель вновь путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году случился первый апоплексический удар. Через два года возвращается в Россию.
В последние годы своей жизни Фонвизин страдал от тяжелой болезни, паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание», которая так и осталась неоконченной.
Великий писатель Денис Иванович Фонвизин скончался 12 декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро - Невской лавры в Санкт-Петербурге.
1768-1769 - Бригадир (комедия)
1770 - Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке (стихотворение)
1779-1781 - Недоросль (комедия)
1782-1783 - Рассуждение о непременных государственных законах (публицистика)
1783 - Опыт российского сословника (публицистика)
1788 - Друг честных людей, или Стародум (материалы к невышедшему журналу)
1791 - Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях
По состоянию на 2013 год имя Фонвизина носят семнадцать улиц и один переулок в городах России, в том числе, улица Фонвизина в Москве, в Махачкале. Улицы Фонвизина есть также в Запорожье, Харькове и Херсоне. В Москве в 2016 году открылась станция метро Фонвизинская. В городе Алма-Ате в Казахстане есть улица Фонвизина.
Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.
Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».
— … Право, мне очень нравится это простодушие! Вот вам, — продолжала государыня, устремив глаза на стоявшего подалее от других средних лет человека с полным, но несколько бледным лицом, которого скромный кафтан с большими перламутровыми пуговицами показывал, что он не принадлежал к числу придворных, — предмет, достойный остроумного пера вашего! — Вы, ваше императорское величество, слишком милостивы. Сюда нужно, по крайней мере, Лафонтена! — отвечал, поклонясь, человек с перламутровыми пуговицами.
Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
и переимчивый Княжнин…
Жена - Катерина Ивановна Роговикова, дочь богатого купца.