В широкий российский прокат, 28 ноября 2018 года вышла драма режиссера Александра Котта «Спитак». В основу сюжета легли реальные события, случившиеся в Армении в декабре 1988 года. Тогда в Спитаке произошло землетрясение, оценённое в 11 баллов по 12-бальной шкале и практические уничтожившее весь город. Тысячи людей погибли.
Всё произошло неожиданно, сразу. Люди остались со стихией один на один, в такой борьбе нельзя победить. О том, что Спитак разрушен, Гор узнал из новостей. Нет, конечно, толчки ощущались и здесь, в Москве: качалась люстра, звенела посуда в шкафу... Но кто ж знал тогда, что это значит. А когда о землетрясении сообщили по телевизору, Гор понял всё - и кинулся звонить жене, оставшейся там.
Вот только не ответил никто: ни она, ни дочь, ни старики не взяли трубку. И тогда он сам поехал в Спитак. Сказал любовнице, с которой жил в московской квартире, что идет в магазин - и ушел. И через сутки уже был в родном городе. Точнее, там, где этот город когда-то был. И где сейчас его дочь и жена задыхались под камнями от строительный пыли...
«Спитак» Александра Котта не из тех проектов, которые придумываются за один день, а снимаются за неделю. Работа над ним была долгой. Сценарий Марина Сочинская написала еще лет 10 назад - и годами ходила по студиям, пытаясь его пристроить. Наконец, откликнулись продюсер Елена Гликман и кинокомпания «Телесто», хотя со столь масштабными проектами они на тот момент еще не работали. Начался поиск денег, растянувшийся на несколько лет.
В итоге картина состоялась благодаря помощи двух Министерств: Министерства культуры Армении и Министерства культуры России. Да и съемочный процесс был не из легких: картину снимали почти три года, часто останавливались, что-то переделывали и так далее. Кому-то может показаться, что «Спитак» Котта слишком уж сдержан: у героев в кадре не видно слез, никто не воет, не бьется в истерике. Да и зрителя не провоцируют намеренно на эмоции.
Не слезы, а шок - вот что лежит в основе эмоциональной карты «Спитака». Фильм пытается зафиксировать и передать состояние человека в момент катастрофы: когда люди, не в силах смириться с реальностью, стараются от нее уйти. Вот старик, похоронивший свою семью, «узнает» в незнакомом пацане своего внука, а молоденький солдатик среди развалин читает «Войну и мир»: всё что угодно, лишь бы не видеть, не ощущать того ада, что творится кругом. Такова защитная реакция человеческой психики.
При этом фильм максимально деликатен. Здесь почти нет крови, нет разорванных и раздавленных тел, нет и мародеров. «Спитак» щадит тех, кто будет его смотреть: режиссер и продюсеры решили не впускать кровь и мерзавцев в фильм-поминовение, в фильм-реквием. Нет в картине и романтизации трагедии: манера изложения приближена к документальной, а сценарий скуп на события и сюжетные повороты. Но ближе к финалу заданные «правила игры» внезапно меняются - и реальное вдруг переплетается с иррациональным, а рассказ о трагедии превращается в притчу. И молитва отца о потерянной дочери звучит как молитва армянского народа о всех детях своих, оставшихся там.
Фильм Александра Котта вошел в конкурсную программу 40-го Московского Международного кинофестиваля и получил один из его главных призов - «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру. Как и ожидалось, «Спитак» - это большое и недешевое кино, сделанное руками крепких профессионалов.
Создатели и актерский состав фильма «Спитак»
Режиссер - Александр Котт
Сценарист - Марина Сочинская
Оператор - Петр Духовской
Художник - Олег Ухов
Продюсеры - Тереза Варжапетян, Елена Гликман
Кастинг-директор - Ольга Балама
Актеры - Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Саша Политик, Олег Васильков, Александр Кузнецов, Мартун Гевондян, Оливье Пажес, Жозефин Жапи, Константин Пояркин, Дмитрий Муляр, Артур Манукян, Мхитар Аветисян, Анна Цуканова-Котт
Производство - Кинокомпания «Телесто», Фонд развития национального кино (Армения)
Премьера - 29 ноября 2018
Жанр - драма, социальная драма