Российская артистка балета. Народная и Заслуженная артистка России.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Прима-балерина Большого театра (с 2003) и миланского театра «Ла Скала» (с 2008).
Солистка Мариинского театра в (1996-2003). Лауреат Государственной премии России.
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2007-2011).
Светлана Захарова родилась 10 июня 1979 года в городе Луцк, Украина. Отец девочки, Юрий Сергеевич являлся военнослужащим, а мать, Галина Даниловна работала хореографом детской танцевальной студии. Именно мама привила дочери любовь к искусству. Под ее руководством Света освоила первые «па» и добилась на начальном этапе неплохих результатов.
В десять лет Светлане удается поступить в Киевское хореографическое училище, где окончила шесть классов у знаменитого педагога Валерии Сулегиной. В возрасте шестнадцати лет вместе с сокурсницами Захарова участвует в конкурсе «Vaganova-Prix», который организован в Санкт-Петербурге Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Тогда Светлане удалось занять второе место, пропустив вперед только выпускницу этой Академии. Однако девушке удалость произвести огромное впечатление и перспективную танцовщицу заметили.
Получив приглашение переехать в Санкт-Петербург для обучения в Академии Русского балета, юную балерину зачислили сразу же на последний курс, учитывая что ее рост составлял 168 см, а вес 48 кг. Это стал первый и единственный случай подобного «экстерна» в истории учебного заведения. Через год Светлана окончила Санкт-Петербургскую академию балета по классу Елены Евтеевой и после выпуска зачислена в труппу Мариинского театра.
Художественным руководителем Светланы Захаровой стала Ольга Моисеева, которая в течение сезона вывела начинающую артистку, в солистки. Дебютом балерины считается спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой критики называют балет «Жизель», где балерина исполнила главную роль. Для современной российской сцены это оказалось фурором: столь юные балерины давно не исполняли такую сложную партию, тем более на высоком уровне.
В восемнадцать лет Светлана Захарова стала примой Мариинского театра, где исполняла самые ответственные партии в классических балетах: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот». Очередной взлет карьеры начинается после работы над спектаклем «Тогда и теперь», где девушка сотрудничала с хореографом Джоном Ноймайером. Этот постановщик сумел по-новому взглянуть на российскую балерину и показал, что ей доступны классика и ультрасовременное видение танца.
Далее, Светлана начала гастролировать по миру. Во Франции Захарова стала первой балериной из бывшего СССР, которая танцевала на сцене Парижской оперы после развала Союза. Ей покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь.
В 2003 году балерина перешла на постоянную службу в труппу московского Большого Театра. Захарову представили коллективу на традиционном сборе труппы, состоявшемся 26 августа 2003 года. Ее педагогом-репетитором стала Людмила Семеняка, также являющаяся представительницей петербургской школы балета. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке известного хореографа Пьера Лакотта. Дебют в качестве солистки состоялся 5 октября 2003 года в балете «Жизель».
Первый творческий вечер Светланы Захаровой на основной сцене Большого театра состоялся 15 июня 2005 года. В программу вошли картина «Тени» из балета «Баядерка», «Средний дуэт» в постановке Алексей Ратманского, дуэт из балета «Посередине, немного на возвышении» на музыку Тома Вилемса в постановке Уильям Форсайта, третий акт из балета «Дон Кихот» и ряд номеров в исполнении солистов балета Большого театра.
В 2006 году Светлана Захарова стала членом Совета по культуре и искусству при Президенте России. С 2007 по 2011 год являлась депутатом Государственной Думы России. Избрана в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «Единая Россия». Входила в комитет Государственной Думы по культуре. За время работы Захарова учредила специальную стипендию нескольким лучшим ученикам Саратовского колледжа искусств, так как считает очень важным материально поддерживать одаренных детей.
В 2008 году балерина заключила контракт с миланским театром «Ла Скала», где танцовщице присвоили статус этуали, то есть высший статус артистов балета. В истории этой сцены подобное произошло впервые: ранее никто из российских танцовщиков не удостаивался подобной чести. Через два года Светлана удостоена ордена Искусств и литературы во Франции.
Далее, в рамках творческого вечера в Большом театре состоялась мировая премьера посвященного ей балета «Захарова суперигра» Эдди Пальмьери, где Светлана исполнила ряд номеров в постановке Франческо Вентрильиа. В 2013 году в рамках творческого вечера в Большом театре исполнила партию Маргариты в балете «Маргарита и Арман».
В 2014 году Светлана Захарова удостоилась права участия в церемонии открытия Зимних Олимпийский игр в Сочи. В постановке «Первый бал Наташи Ростовой» балерина исполнила главную партию в мини-балете на сборную музыку, показанную на открытии «Олимпийских игр». С 2015 года является инициатором руководителем российского фестиваля детского танца «Светлана». Входит в состав учредителей фонда «Талант и успех».
Светлана Захарова выступает в спектаклях: «Герой нашего времени», «Дама с камелиями», «Легенда о любви», за которые несколько раз получала «балетный Оскар», международную премию «Бенуа де ля Данс». В 2015 году получила данную премию за участие в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями», где балерина преобразилась в героиню Маргариту Готье, а также за исполнение партии Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» постановки Григоровича.
Приме Большого театра, народной и заслуженной артистке Российской Федерации Светлане Захаровой 3 сентября 2019 года присуждена самая старая в мире награда в области танцевального искусства - Итальянская балетная премия «Позитано». Захарова признана лауреатом в категории «балерина года».
Награды и Признание Светланы Захаровой
1995 - Вторая премия Международного конкурса молодых танцовщиков Vaganova-Prix (Санкт-Петербург, Академия им. А. Я. Вагановой)
1997 - Приз «Балтика» «Надежда»; премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение женской партии в балете Джорджа Баланчина «Серенада»)
2000 - Премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в балете» (за исполнение партии принцессы Авроры в балете «Спящая красавица», редакция Сергея Вихарева)
2001 - Специальный приз Санкт-Петербурга «Люди нашего города» за достижения в балете
2002 - Etoile, приз журнала Danza & Danza (Больцано, Италия)
2005 - Приз «Бенуа танца» (за исполнение партии Ипполиты/Титании в балете Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь»);
2005 - Заслуженная артистка Российской Федерации (6 июня 2005 года) - за заслуги в области искусства
2007 - Государственная премия Российской Федерации (5 июня 2007 года) - за талантливое воплощение сценических образов, развитие великих традиций русского балета
2008 - Народная артистка Российской Федерации (21 февраля 2008 года) - за большие заслуги в области искусства
2010 - Офицер ордена Искусств и литературы (Франция)
2015 - Приз «Бенуа танца» (за исполнение партий Маргариты Готье в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями» и Мехменэ Бану в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви»)
2019 - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 апреля 2019 года) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
2019 - Итальянская балетная премия «Позитано». Захарова признана лауреатом в категории «балерина года». Самая старая в мире награда в области танцевального искусства
«Дон Кихот» (М. Петипа, А. Горский), Повелительница дриад (1996)
«Спящая красавица» (М. Петипа, постановка К. Сергеева), Принцесса Флорина (1996)
«Па-де-де Чайковского-Баланчина», солистка (1996)
«Умирающий лебедь» (М. Фокин), (1996)
«Бахчисарайский фонтан» (Р. Захаров), Мария (1996)
«Щелкунчик» (В. Вайнонен), Маша и па-де-труа (1996)
«Корсар» (М. Петипа, постановка П. Гусева), Гюльнара (1997)
«Жизель» (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), Жизель (1997)
«Свадебка» (А. Мирошниченко), Невеста (1997)
«Шопениана» (М. Фокин), вальс и мазурка (1997)
«Ромео и Джульетта» (Л. Лавровский), Подруга Джульетты (1997)
«Спящая красавица» (М. Петипа, постановка К. Сергеева), Принцесса Аврора (1998)
«Аполлон Мусагет» (Дж. Баланчин), Терпсихора (1998)
«Жизель» (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, постановка В. Васильева), Жизель (1998)
«Серенада» (Дж. Баланчин), солистка (1998)
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка К. Сергеева), Одетта-Одиллия (1998)
«Поэма экстаза» (А. Ратманский, музыка: А. Скрябин), солистка (1998)
«Средний дуэт» (А. Ратманский, музыка: Ю. Ханон), солистка (1998)[7]
«Симфония до мажор» (Дж. Баланчин), солистка I части (1999)
«Спящая красавица» (М. Петипа, постановка С. Вихарева), Принцесса Аврора (1999)
«Корсар» (М. Петипа, постановка П. Гусева), Медора (1999)
«Баядерка» (М. Петипа, В. Чабукиани, Пономарев), Никия (1999)
«Драгоценности» («Бриллианты») (Дж. Баланчин), солистка (2000)
«Манон» (К. МакМиллан), Манон (2000)
«Щелкунчик» (Дж. Баланчин) (2000)
«Дон Кихот» (М. Петипа, А. Горский), Китри (2000)
«Теперь и тогда» (Дж. Ноймайер), солистка (2001)
«Барышня и хулиган» (К. Боярский), Барышня (2001)
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Н. Макаровой), Одетта-Одиллия (2001)
«Баядерка» (М. Петипа, постановка Р. Нуриева), Никия (2001)
«Шехерезада» (М. Фокин), Зобеида (2001)
«Спящая красавица» (М. Петипа, постановка П. Чалмера), Принцесса Аврора (2002)
«Ромео и Джульетта» (Л. Лавровский), Джульетта (2002)
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Д. Дина), Одетта-Одиллия (2002)
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Р. Нуриева), Одетта-Одиллия (2002)
«Пахита - гран па» (М. Петипа), Пахита
«Баядерка» (М. Петипа, постановка Асами), Никия (2003)
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Г. Самсовой), Одетта-Одиллия (2003)
«Этюды» (Х. Ландер), солистка (2003)
«Дочь фараона» (П. Лакотт), Аспиччия (2003).
«Лебединое озеро» (М. Петипа, Л. Иванов, постановка Ю. Григоровича), Одетта-Одиллия (2003)
«Спящая красавица» (М. Петипа, постановка Ю. Григоровича), Принцесса Аврора (2004)
«Симфония до мажор» (Дж. Баланчин), солистка II части (2004)
«Жизель» (Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа, постановка П. Бара), Жизель (2004)
«Баядерка» (М. Петипа, постановка Григоровича), Никия (2004)
«Кармен-сюита» - Кармен
«Юноша и смерть» Ролана Пети - Смерть
«Герой нашего времени» Ильи Демуцкого - Мери
Отец - Юрий Сергеевич Захаров, военнослужащий запаса.
Мать - Галина Даниловна Захарова (род. 1955), педагог, хореограф детской студии.
Муж - Вадим Викторович Репин (род. 1971), скрипач.
Дочь - Анна (род. 17.02.2011).