Павлова Анна Павловна

Русская артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра, 1906-1913 годах. Одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив более чем в 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли способствовали утверждению мировой славы русского балета. Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из самых высоких эталонов русской балетной школы.


Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово, Ленинградская область. Родителями будущей балерины являлись швея, Любовь Павлова и отставной солдат, Матвей Павлович. Девочка родилась недоношенной и выжила буквально чудом. Увидев в детстве впервые балет «Спящая красавица» утвердилась в желании стать балериной, но изучать искусство балета начала лишь с десяти лет, после того, как принята в училище.

Девушка обучалась в Императорском театральном училище, где среди ее педагогов являлись Александр Облаков, Екатерина Вазем и Павел Гердт. В 1899 году, после выпускного экзамена, принята в официальную труппу Мариинского театра. Как во время учебы, так и по ее окончании уже на сцене Мариинского театра молодую танцовщицу называли Павлова вторая, чтобы отличить ее от другой более старшей, но впоследствии менее известной однофамилицы.

Балерина посещала Мариус Петипа для прохождения с ним сцен из балетов, обращалась за советами к балетмейстеру для совершенствования исполнения заглавной роли в «Жизели» и при подготовке своей партии в «Корсаре». Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

Павлова уже к 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы. Исполняла главные партии в балетах Михаила Фокина: «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи». В 1908 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для нее него хореографическую миниатюру «Лебедь», позже «Умирающий лебедь», ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.

В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, положивших начало ее мировой известности. Афиши с силуэтом Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».

В 1910 году балерина ушла из Мариинского театра и с тех пор заключала самостоятельные контракты на отдельные представления. Анна исполнила главную партию в «Жизели» в Лондоне и месяц танцевала на сцене нью-йоркского театра Метрополитен-опера. Параллельно с гастролями, вместе с американским танцором Адольфа Больма организовала собственную труппу, в репертуар которой вошли балеты «Волшебная флейта» Вольфганга Моцарта, «Привал кавалерии» Ивана Армсгеймера и второй акт «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского.

После этого Павлова стала живой легендой, которую хотели видеть во всех странах мира. В период с 1922 по 1929 годы звезда почтила своим присутствием лучшие сцены Японии, Китая, Египта, Австралии и Новой Зеландии. Во время поездок балерина посещала танцевальные школы и оценивала мастерство студенток. Благодаря Анне знаменитая актриса, балерина и хореограф Тамара Туманова получила шанс пробиться на большую сцену и сделать карьеру в труппе Русского балета в Монте-Карло. Дальнейшую карьеру строила в Великобритании.

Павлова, ставшая достоянием мира, в течение всей жизни хотела вернуться и станцевать на родине. Однако судьбе не было угодно, чтобы мечта балерины исполнилась. В январе 1931 года Анна поехала на гастроли в Гаагу и, сойдя с поезда, почувствовала себя нездоровой. В отеле выяснилось, что русская звезда простудилась и, по словам коллег, пострадала от падения кофра, случившегося во время резкого торможения состава.

Анна Матвеевна Павлова скончалась 23 января 1931 года во время гастролей от пневмонии в нидерландском городе Гаага. Несмотря на завещание балерины быть похороненной на родине, урна с ее прахом находится в закрытом колумбарии крематория Голдерс-Грин в Лондоне. Рядом с ней покоится прах ее гражданского мужа и импресарио Виктора Дандре.

Награды Анны Павловой

Награды Анны Павловой

Орден Академических пальм

Творчество Анны Павловой

Творчество Анны Павловой

Репертуар

1902 - «Баядерка»
1903 - «Жизель»
1906 - «Виноградная лоза»
1907 - «Умирающий лебедь»
1907 - «Эвника»
1907 - «Шопениана»
1908 - «Ночь Терпсихоры»
1909 - «Стрекоза»
1909 - «Бабочка»
1909 - «Калифорнийский мак»
1913 - «Семь дочерей горного короля»

Память об Анне Павловой

Память об Анне Павловой

Во время турне по Австралии и Новой Зеландии Анна Павлова произвела на публику такое впечатление, что ее именем назвали торт, который стал в этих странах традиционным праздничным десертом.

В честь Анны Павловой названа группа гаптофитовых водорослей Pavlovophyceae.

Именем «Анна Павлова» назван один из самолетов MD-11 (регистрационный номер PH-KCH) национальной авиакомпании Нидерландов KLM Royal Dutch Airlines.

В ее честь назван венец Павловой на Венере.

Музыкальный эпизод «Умирающий лебедь» фигурировал в моноспектакле Андрея Денникова «Исповедь хулигана» (Театр имени Образцова, 2002-2011), символизируя как образ самой Анны Павловой, так и судьбу послереволюционной русской эмиграции.

В лондонском «Пэлас-театре» до сих пор есть два места, на которые не продаются билеты: они предназначены для призраков Анны Павловой и актера Айвора Новелло.

В 2002 году на стене дома № 5 по Итальянской улице Санкт-Петербурга по недоразумению установлена мемориальная доска (скульптор В. И. Трояновский, архитектор Т. Н. Милорадович), хотя там была съемная квартира ее мужа Виктора Дандре, а в списке документально подтвержденных адресов Павловой этот дом никогда не значился.

В 2009 году в Ломоносове (Санкт-Петербург) появилась улица Анны Павловой.

В 1983 году режиссер Эмиль Лотяну снял фильм «Анна Павлова», заглавную роль исполнила Галина Беляева.

В российском мини-сериале «Звезда Империи» (2007) роль А. Павловой исполнила Ева Авеева.

Семья Анны Павловой

Семья Анны Павловой

Отец - Матвей Павлович Павлов, отставной солдат. Скончался через несколько лет после рождения дочери и погребен на Красненьком кладбище в Петербурге.
Мать - Любовь Федоровна Павлова, швея.

Гражданский муж - Виктор Дандре, импресарио.

11.02.2018
Связанные новости и события
  • 23.01.2022
    23 января 2022
    День памяти Анны Павловой
    Анна Павлова признана одной из величайших балерин XX века. Будучи прима-балериной Мариинского театра, она исполняла главные партии в балетах Михаила Фокина: «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи». В 1908 году на благотворительном вечере впервые исполнила поставленную для нее него хореографическую миниатюру «Лебедь», позже названную «Умирающий лебедь», ставшую одним из символов русского балета XX века.
  • 12.02.2021
    12 февраля 2021
    140 лет со дня рождения Анны Павловой
    Одна из величайших балерин XX века была прима-балериной Мариинского театра. На его сцене она исполняла главные партии в балетах Михаила Фокина: «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи». В 1908 году на благотворительном вечере Анна Павлова впервые станцевала поставленную для нее хореографическую миниатюру «Лебедь». Позже этот образ обрел мировую известность под названием «Умирающий лебедь» и стал одним из символов русского балета XX века.
  • 04.01.1908
    04 января 1908
    Состоялась премьера балета «Умирающий Лебедь»
    Премьера миниатюры «Лебедь» состоялась на благотворительном концерте хора Мариинского театра в Зале Дворянского собрания Санкт-Петербурга 4 января 1908 года. «Лебедь» пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», созданной в феврале 1886 года, и хореографическая миниатюра Михаила Фокина на эту музыку, более известная под названием «Умирающий лебедь».
ЗАКРЫТЬ X
rus.team
Яндекс.Метрика
© 2021 RusTeam.media
Российское информационное агентство Рустим
Телефон редакции: +7 (495) 24-10-100,
email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
 
При полном или частичном использовании и воспроизведении материалов сайтов ссылка на RusTeam.media обязательна. Для веб-сайтов интерактивная ссылка на сайт rus.team обязательна. Мнение авторов публикаций может не совпадать с позицией редакции агентства.